Профориентация




Лаборатория профессий. Кейс "Издательское дело"

Рынок труда в республике Беларусь в 2021-2023 г.г.

Рынок труда в республике Беларусь находится в стадии формирования.

В 2021 году он характеризуется ростом численности трудовых ресурсов, высокой интенсивностью движения рабочей силы и её низкой стоимостью.

Содержание материала

Ситуация с занятостью в Беларуси

Что происходит с рынком труда

Уровень безработицы в стране

Типичный портрет безработного человека

Средний период трудоустройства

Средняя продолжительность безработицы

Востребованность рабочей силы

Наиболее востребованные специальности

Зарплаты в Беларуси в 2020-2021 году

В каких отраслях наблюдается нехватка работников

Прогнозы по рынку труда в РБ



https://visasam.ru/emigration/pereezdsng/rynok-truda-v-belarusi.html#i



Среди наиболее востребованных в 2019 году будут врачи, инженеры, бухгалтеры. А также водители автомобиля, монтажники, повара, продавцы, маляры. А вот юристы, психологи, экономисты в чистом виде востребованы все меньше. Есть также видение отдаленных перспектив. Столице нужно больше специалистов в сфере продвижения товаров и цифрового маркетинга. Возрастает потребность в профессионалах, способных работать с технологиями автоматизации и роботизации, в специалистах по компьютерному оборудованию и телекоммуникациям, системных аналитиках, тестировщиках программного обеспечения.


Республиканский ежемесячный журнал «Кем быть?» – это надежный компас и путеводитель по миру профессий для школьников, их родителей и педагогов. На своих страницах журнал рассматривает актуальные проблемы, касающиеся выбора профессии. 

Как правильно выбрать свою дорогу в жизни? Какие новые специальности открываются в учебных заведениях? На что обратить внимание при подготовке к экзаменам и тестированию? Какие профессии будут наиболее востребованы на рынке труда? Ответы на эти и другие вопросы можно найти страницах издания. 

Журнал помогает будущим выпускникам и их родителям сориентироваться в многообразии специальностей и получить ответы на волнующие вопросы, а педагогам – разобраться в тонкостях ведения профориентационной работы. 

Читайте в каждом номере:
· Знакомство с самыми разными профессиями;
· Представления ведущих учебных заведений;
· Полезные советы для педагогов;
· Психологические вопросы;
· Ответы на вопросы читателей о содержании труда профессий;
· Интересные факты о нашем мире, увлекательные анкеты и мастер-классы.
И еще много интересного и полезного!

Интеллектуальные способности
и успешность профессионального труда

Достаточно высокий уровень общего умственного развития является необходимым условием успешной профессиональной деятельности для многих профессий, например таких, как учитель, врач, менеджер, юрист, психолог, бухгалтер, программист и др.
Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида – проявляется в способности человека к отвлеченному мышлению, логическим рассуждениям, пространственному воображению, сосредоточению внимания, запоминанию, усвоению и использованию знаний. В практической и профессиональной деятельности человека всегда возникают проблемные ситуации, требующие решения. Жизненные условия и обстоятельства постоянно изменяются и выдвигают новые           требования. Конвейерное производство, управление транспортными средствами и механизмами, преподавание, хирургическая операция редко обходятся без преодоления специалистом непредвиденных ситуаций.
От уровня развития интеллекта зависит успешность работы с        текстами, таблицами, легкость понимания смысла высказываний и формулирования собственных мыслей, производства вычислений и количественных расчетов. Важное значение для профессиональной деятельности имеет способность личности к выполнению различных мыслительных операций, таких, как сравнение, анализ, синтез, обобщение и абстрагирование. Сочетание данных операций в различных вариантах составляет механизм мышления и воображения. В практической деятельности одни и те же предметы и явления по-разному воспринимаются и творчески преобразуются за счет индивидуального словесного, образного и чувственного опыта. На основании индивидуального опыта формируется индивидуальный стиль деятельности человека, его интеллект. Уровень интеллекта не является статичным. С одной стороны, он зависит от природных задатков, наследственных особенностей, состояния здоровья, возможностей мозга, пола и возраста человека, с другой – определяется жизненным опытом, знаниями и навыками, содержанием и уровнем образования, условиями и образом жизни, воспитанием, мотивами и чертами характера и даже сиюминутным состоянием человека. Уровень интеллекта поддается измерению. Отличаются люди и по типу интеллекта. Одни люди в большей степени способны к логическим рассуждениям. Пониманию абстрактных понятий, владению языком, работе с текстами. Такой тип интеллекта позволяет наиболее успешно работать в сфере профессий «человек – человек». Другие могут с большим успехом оперировать точными     количественными величинами, производить вычисления, работать с таблицами. Этот тип интеллекта позволяет достичь наибольших успехов в сфере профессий «человек – знаковая система». Третьи отличаются способностью к пространственным представлениям, воображению, работе с графиками, чертежами, картами и схемами. Такой тип интеллекта является наиболее подходящим для успешной работы в сфере профессий «человек – техника». Способности к художественной деятельности с помощью психологических тестов оценить трудно. В области художественного, музыкального, литературного или актерского творчества в большей степени приходится полагаться на мнение авторитетных людей. Это связано с тем, что в сфере искусства очень трудно установить критерии, общепринятые правила, с помощью которых можно было бы оценить успешность творческой деятельности. Требования, которые предъявляются к людям профессии типа «человек – художественный образ», пока еще точно не определены. Для того чтобы оценить свои общие умственные способности при помощи тестов, можно обратиться к    психологу или профконсультанту.

Интересы, склонности и способности в выборе профессии

Для правильного выбора профессии необходимо знать требования, которые предъявляются профессией к человеку, а также учитывать свои индивидуально-психологические особенности, чтобы соотнести их с этими требованиями. Для самореализации в профессиональном плане огромное значение имеют интересы, склонности и способности личности.

Интересы и выбор профессии
Любая профессия предъявляет требования к интересам: в одних случаях это интерес к новому, в других – к практической деятельности, процессу труда или его результату.
Интерес (от лат. interest – имеет значение, важно) – отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному. В психологии под интересом понимается активная познавательная направленность личности на тот или иной предмет. Интерес – это индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности. Интерес проявляется в положительной эмоциональной реакции и интеллектуальной познавательной активности. Только при наличии этих двух признаков можно считать, что у человека есть тот или иной интерес.
Применительно к выбору профессии интересы – это положительное отношение к определенной области труда, стремление к познанию и деятельности в этом направлении. Содержание и характер интересов непосредственно связаны с мотивами и потребностями человека. Способность проявлять интерес связана с особенностями темперамента: у меланхоликов и флегматиков интересы более устойчивые и глубокие. Зато у холериков и сангвиников интересы шире. Иногда мы спрашиваем: «Интересная книга?» или «Интересный фильм?». Однако это несовместимые словосочетания с точки зрения логики, поскольку интерес – это не свойство вещи (книги, кинофильма и т. п.), а свойство личности. Одному человеку может показаться какая-то книга интересной, а другому нет. Не существует неинтересных предметов, есть не заинтересовавшиеся ими люди. А интересы у различных людей неодинаковы.
 Интересы различаются:
·         по содержанию (например, литература, музыка, техника и т. п.);
·         по широте (разносторонние или узкие, направленные только на один предмет или его сторону);
·         по глубине (глубокие или поверхностные);
·         по длительности (устойчивые и неустойчивые).
Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать трудности, препятствия. Об устойчивости интересов судят по способности человека преодолевать трудности на пути удовлетворения этих интересов. Например, если ученик, увлекающийся биологией и посещающий соответствующий кружок, поставлен перед необходимостью перевести очень интересную статью по биологии с иностранного языка, которым плохо владеет, соглашается это сделать и выполняет, то его интерес, безусловно, устойчивый. Интерес формируется в реальном деле: пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет. Поэтому постарайтесь попробовать себя в разных видах деятельности (спорте, литературе, искусстве, науке) в том объеме и на том уровне, на каком это возможно в школьных кружках и секциях, музыкальных школах и т. п.
Интересы, если их не развивать, могут скоро ослабеть или совсем угаснуть. По мере глубокого и систематического изучения того или иного предмета интересы закрепляются и постепенно могут стать устойчивыми. Такие интересы часто перерастают в склонности.
Склонности и выбор профессии
Склонность – это стремление заниматься определенной деятельностью, жажда этой деятельности. Это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении. Склонность – это влечение, интерес к какому-либо занятию.
Можно говорить о склонности к работе, если человека привлекает не только результат, но и сам процесс работы. Все значительные профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развились в склонности. Если интересы выражаются формулой «хочу знать», то склонности ассоциируются с формулой «хочу делать». Одно дело – интересоваться книгами о животных, но совсем другое – находить удовольствие в ежедневной работе по уходу за животными.
Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности.

Применительно к выбору профессии выделяют следующие виды склонностей:
·         склонность к работе с людьми;
·         склонность к работе с техникой;
·         склонность к работе с условными знаками;
·         склонность к работе с растениями и животными;
·         склонность к работе с художественными образами.
Между интересами и склонностями существует много общего, но есть и различия. Можно, например, проявлять интерес к кинематографу: отслеживать все кинопремьеры и с удовольствием ходить в кинотеатр, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов, однако при этом совершенно не стремиться к деятельности в области кино. Существует много футбольных болельщиков, которые не пропускают ни одного футбольного матча, однако сами не занимаются ни физкультурой, ни спортом, и даже не делают утренней гимнастики. Это именно те случаи, когда интерес есть, а склонность отсутствует.
Конечно, профессию лучше выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами и склонностями. Оптимальный вариант в ситуации профессионального выбора – когда интересы и склонности согласованы между собой и дополняют друг друга. И только в том случае, когда с интересами связаны жизненные профессиональные планы, говорят о профессиональных интересах.
 Способности и выбор профессии
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные обстоятельствами жизни в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию «способности», полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди усваивают знания, умения и навыки быстрее и лучше, чем другие. Что же такое способности?
Способности являются неотъемлемой частью профессиональной пригодности человека, тесно связанной с интересами и склонностями. Способности – это такие индивидуально-психологические свойства человека, от которых зависит возможность успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у человека знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения.
Способности не могут быть врожденными. Врожденными могут быть только задатки, которые лежат в основе развития способностей. Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности в течение его жизни, под влиянием воспитания и обучения. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей. Отдельные способности человека еще не гарантируют успешного выполнения им сложной деятельности. Развитое у человека тонкое восприятие формы и цвета еще не делает его художником. Отличный музыкальный слух сам по себе еще не создает музыканта. Для успешного овладения любой деятельностью необходимо определенное сочетание отдельных, частных способностей, образующих единство.
Различают общие умственные и специальные способности.
Общие способности обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности – это умственные способности: критичность ума, его самостоятельность, глубина, пытливость, быстрота умственной ориентировки, скорость мышления. В структуре способностей некоторых людей эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у них разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. Люди, обладающие общими (умственными) способностями, как правило, быстро осваиваются в новых видах деятельности, областях знаний, хорошо обучаются.
Специальные способности – это система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности.
 Выделяют следующие виды специальных способностей:
·         учебные и творческие;
·         математические;
·         конструктивно-технические;
·         музыкальные;
·         литературные;
·         художественно-изобразительные.
Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как другие предполагают создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
В составе математических способностей большую роль играют математическая память (не память на числа, а память на общие схемы рассуждений и доказательств, на методы решения типовых задач), способность к логическому мышлению, быстрое и широкое обобщение математического материала. Людей, способных к математике, отличает умение уловить порядок, в котором должны быть расположены элементы, необходимые для математического доказательства. Наличие интуиции такого рода есть основной элемент математического творчества.
Конструктивно-технические способности включают такие компоненты, как наблюдательность в области технических приспособлений, позволяющую видеть их достоинства и несовершенства, точность и живость пространственных представлений, комбинаторную способность (способность составлять из определенных деталей новые комбинации), техническое мышление.
Музыкальные способности составляют единство ладового чувства, проявляющегося в эмоциональном восприятии и легком узнавании мелодий, способности к слуховому представлению, музыкально-ритмического чувства, абсолютного слуха (способности точно определять высоту звука), вокальных способностей.
В основе литературных способностей лежат творческая активность и эстетическая позиция, объединяющие частные способности – наблюдательность, впечатлительность (эмоциональное переживание воспринятого), творческое воображение.
К художественно-изобразительным способностям относятся способность правильной оценки пропорций и световых отношений, способность чувствовать выразительную функцию цвета, творческое воображение и др.
 Не трудно заметить, что с точки зрения успешности освоения конкретной профессиональной деятельности важными являются не только общие умственные и сложные специальные, но и другие виды способностей. Например, глазомер необходим закройщику, а высокая обонятельная чувствительность – парфюмеру и т. д. Хорошо развитая речевая способность необходима преподавателю, а способность к общению – воспитателю. Если человек хорошо различает запахи и помнит их – это способности, необходимые химику, дегустатору, повару и др. Если человек способен удерживать в памяти много цифр, букв, слов или внешних признаков, может комбинировать их в уме – это способности, необходимые математику, программисту, конструктору.
Способности отражают возможности человека, влияют на степень успешности и время освоения различных видов деятельности. Каждая профессия имеет свои специфические сложности, так называемые требования, предъявляемые профессией человеку. Если они совпадают с личными качествами человека, его индивидуально-психологическими особенностями и возможностями, то тогда говорят о профессиональной пригодности человека. Журнал "Кем Быть?"
 Профориентация старшеклассников: 
 Выбор специальности считается одной из главных задач, которые приходится решать в юном возрасте. Определиться в этом вопросе помогают мероприятия по профориентации. 
Статистика 
Человека, который выбирает специальность, называют оптантом (от латинского слова optacio – "избрание, желание"). В результате его действий должно сформироваться достаточно четкое и реалистичное представление о профессиональной общности, к которой он себя отнесет в будущем. Как показывают результаты разнообразных исследований, детям в юном возрасте, к примеру, известно только 20-25 специальностей. В этой связи профориентация подростков зачастую отличается стихийным характером. Исследование мотиваций выбора той или другой специальности показало, что существенная роль в этом принадлежит окружающим. Так, порядка 25 % отдают предпочтение профессии под влиянием более самостоятельного друга, 17 % руководствуются советами взрослых, 9 % - сведениями из СМИ. Выбор еще 9 % обуславливается разными несущественными факторами (например, незначительная удаленность вуза от дома). Только 40 % школьников ориентируются на содержание будущей работы. 
Актуальность проблемы 
Выбирая специальность, человек в юном возрасте обычно в первую очередь учитывает собственные интересы, склонности. Однако вместе с этим во внимание не принимается соответствие личных качеств требованиям той либо другой сферы деятельности. В частности, не учитывается интеллектуальный потенциал, психофизиологические возможности и пр. Для многих детей ситуация, в которой необходимо делать такой выбор, становится стрессовой. Это обуславливается главным образом тем, что, с одной стороны, подростку еще тяжело брать на себя ответственность за свои действия. С другой же стороны, он попросту не знает, как ему правильнее поступить, как сделать так, чтобы специальность полностью совпадала с его целями и интересами. 
Решение проблемы 
Для правильного выбора необходимо изучить наиболее распространенные, востребованные специальности. Кроме этого, нужно ознакомиться с требованиями, которые предъявляются к кандидатам. Также важно изучить собственные особенности, специфику мышления, характера, темперамента, нервной системы. Полученные выводы следует сопоставить и с требованиями той или иной сферы деятельности. Необходимо отметить, что чем раньше будет проделана работа по профориентации, тем результативнее она будет в итоге. 
Что такое специальность?
 Она представляет собой необходимую для общества ограниченную (ввиду разделения труда) сферу приложения духовных и физических сил человека. Она дает возможность получать средства для существования и развития. Профессия представляет собой группу родственных специальностей. К примеру, существуют токари-расточники, токари-универсалы и пр. Эти специальности объединены в группу, именуемую "токарная профессия". 
Классификация 
Сегодня существует огромное количество специальностей. Чтобы профориентация для школьников стала полезной для детей, необходимо четко разграничить направления их возможной деятельности в будущем. Классификация осуществляется по различным критериям. Например, это может быть разделение по отраслям, уровню квалификации, психологическим требованиям и пр. Определить направленность интересов можно, пройдя тест на профориентацию. В настоящее время разработаны самые разные опросные листы. Тест на профориентацию поможет выявить способности человека в той или иной области, приоритет конкретной сферы деятельности. Довольно распространенным является разделение на типы взаимодействий человека с: Природой. Техникой. Человеком. Художественными образами. Знаками. В каждой из этих сфер присутствуют конкретные специальности, из которых ребенок может выбрать наиболее подходящую. 
Человек и природа 
Если анкета по профориентации показала приверженность ребенка к этому направлению деятельности, то, скорее всего, у него есть определенные успехи в таких предметах, как биология, анатомия, зоология, ботаника, физиология. Особенностью категории специальностей "человек-природа" считается то, что все они нестандартны, изменчивы и имеют определенную сложность. Их трансформация подчиняется внутренним законам естественной среды. В этой связи занятие по профориентации в этом случае должно включать в себя задания на выявление инициативности, самостоятельности при решении конкретных поставленных задач. Специалист в этой сфере должен не только много знать, но и обладать способностью предвидеть те или иные изменения. Здесь, кроме прочего, важны творческие навыки, отзывчивость, заботливость. Специалист должен помнить, что многие изменения в организмах могут стать необратимыми. 
Специфика деятельности 
Профориентация учащихся в определенной степени должна подготовить их к возможным сложностям в той или другой сфере. Например, говоря о специальностях типа "человек-природа", необходимо сказать, что многие из них связаны с техникой. Например, растениеводы, агрономы используют разнообразное оборудование. Сложная техника присутствует и в работе микробиологов. Аналогичная ситуация и с животноводческими специальностями. В настоящее время они все больше переводятся на индустриальную основу. В рамках коллектива они также занимаются установлением межличностных отношений. Кроме того, зачастую им приходится вникать в тонкости учета, анализировать экономические результаты собственной деятельности. Некоторые специальности требуют художественных навыков. Например, это характерно для таких профессий, как флористы, озеленители. 
Важный момент 
Когда проводятся мероприятия по профориентации, дети должны видеть не только положительные, но и отрицательные стороны той или иной профессии. Необходимо, чтобы они поняли и оценили свое личное, действительное отношение к будущей деятельности. Например, для специальностей типа "человек-природа" важно отграничивать обычную любовь к окружающей среде от стремления внести в нее что-то важное, нужное, решить какую-то проблему, улучшить состояние системы. Выбирая такую профессию, нужно знать, что для специалиста природа – это не место отдыха. Она выступает как мастерская, где он будет отдавать свои силы и время. 
Техническое направление
 В нем труд специалистов связан с механизмами, машинами, энергией в разных ее видах. Это направление подойдет для детей, успешных в физике, математике, черчении, химии. Техническое направление следует рассматривать широко, не сводить его к одним "железкам". Специальности могут быть связаны и с неметаллическими объектами. Например, это может быть пищевое сырье, ткани, пластмасса, полуфабрикаты. Особенностью объектов труда является то, что их можно точно измерить, охарактеризовать по многим признакам. Соответственно, при их перемещении, обработке, изменении от специалиста потребуется определенность действий. 
Особенности технической сферы 
Профориентация молодежи должна показывать возможности той или иной области деятельности. Например, техническое направление – это огромное поле для изобретательства и новаторства. Следовательно, ключевым условием успеха в этой сфере является наличие тяги к моделированию, способности разъединять и соединять объекты и их элементы. При этом изобретать можно не только инструменты и прочие предметы труда, но и технологии, способы выполнения операций. Еще одним важнейшим условием успеха в данной области выступает наличие высокой дисциплинированности. 
Сфера "человек-человек" 
Специальности в этой области связаны с воспитанием, обучением, руководством, обслуживанием. Такую деятельность, как правило, выбирают те дети, которые успешны в таких предметах, как литература, история, обществознание и пр. Ключевой особенностью этой сферы является то, что суть труда в ней заключается во взаимодействии между людьми. Еще одна немаловажная особенность состоит в том, что от специалиста требуется двойная подготовка: Необходимо уметь формировать и поддерживать взаимоотношения с людьми, разбираться в их психологии, понимать их. Нужно иметь подготовку в тех или иных областях искусства, техники, производства, науки и пр. 
Категория специальностей "человек и знаковая система" 
Эта сфера деятельности связана с обработкой данных, представленных в виде формул, цифр, текстов. Неотъемлемыми элементами современного мира считаются разнообразные знаковые системы. Сегодня ежедневно активно используются всевозможные чертежи, топографические карты, схемы, таблицы, условные сигналы, формулы и так далее. От специалистов, занятых в сфере знаковых систем, требуются особые умения и склонности. В процессе работы необходимо выполнять контроль, учет, обработку информации. От специалистов часто требуется разработать новые знаковые системы. 
Человек и художественный образ 
Все специальности в этой сфере условно разделяются на несколько категорий. Критериями выступают исторически обособившиеся виды художественного изображения реальных событий. Так, выделяют профессии, связанные с: Изобразительным искусством. Литературой. Музыкой. Актерско-сценической деятельностью. Эти категории не имеют четких границ, они находятся в том или ином взаимодействии. В качестве одной из особенностей специальностей этой сферы выступает то, что большая часть трудозатрат работников скрыта от посторонних. Во многих случаях даже предпринимаются специальные меры для создания эффекта непринужденности, легкости результата деятельности. К примеру, выступление артиста на сцене может длиться несколько минут. Но чтобы оно состоялось, он каждый день по нескольку часов совершенствует свое мастерство, репетирует, соблюдает режим. 
Программа профориентации для старшеклассников – что это такое? 
Как выше было сказано, сегодня существует множество руководств и методических материалов как для детей, так и для взрослых. Между тем их изучение далеко не всегда приносит желаемый результат. У многих детей не только не формируется ясное представление о специальностях и возможных сферах деятельности, но и, наоборот, проблема выбора только усугубляется. Именно поэтому в образовательных учреждениях проводится День профориентации. Внеклассная деятельность по разъяснению детям специфики трудовых отношений в той или иной сфере сегодня недостаточно развита. Профориентация для школьников является мощным и эффективным инструментом, способствующим решению актуальной для них проблемы. Ее целью является содействие в формировании у детей устойчивой потребности в саморазвитии и реализации своего потенциала в трудовой сфере. В качестве одной из ключевых задач выступает создание необходимых условий для самостоятельной деятельности каждого ребенка. Профориентация для школьников позволяет детям выявлять свои индивидуальные особенности, склонности, предрасположенность к какой-либо деятельности. 
Ключевые элементы 
Профориентация в 9 классе предполагает поэтапное ознакомление с разными областями трудовой деятельности. В форме теоретических знаний, игр, творческих упражнений развивается самосознание детей. В ходе взаимодействия с преподавателями и другими специалистами формируется устойчивая система ценностей. Дети начинают моделировать свое будущее. Это основные задачи, которые выполняет профориентация. 11 класс – период, когда дети вплотную подходят к вопросу выбора. К этому времени большинство из них должны уже иметь четкие представления о своем будущем, составить "идеальный образ" специалиста. 
Введение 
На первом этапе проводится подготовка к ознакомлению с материалом, касающимся трудовой сферы. Она включает в себя этапы формирования профессиональной деятельности, способы выбора специальности. Дети знакомятся с ключевыми понятиями, определениями, с источниками информации о будущей трудовой сфере. 
Основные стадии 
Темы по профориентации не сводятся исключительно к описанию тех или других специальностей. Процесс включает в себя: Развитие понятий и представлений, связанных с миром трудовой деятельности. Активизацию самосовершенствования и самопознания. Формирование умений определять ключевые качества для той или другой профессии. Развитие представлений о специальном образовании. 
План 
Профориентация старшеклассников предполагает, что к концу года дети освоят ключевые образовательные навыки. К ним, в частности, относят умения познавать себя, особенности эмоционально-волевой сферы, характера, темперамента. Учащиеся составляют план по самоконтролю, развитию воли, регулированию эмоций. Это позволит им сформировать умения строить свою жизнь по своему усмотрению и желанию. На следующем этапе профориентация старшеклассников включает в себя ознакомление с требованиями, предъявляемыми той или иной трудовой деятельностью, квалификационными характеристиками, наличие которых позволит овладеть специальностью и добиться определенных успехов в выбранной сфере занятости. На третьем этапе принимается конкретное решение, изучается информация о путях и возможностях получения соответствующего образования. 
Содержание внеклассной деятельности 
Профориентация старшеклассников включает в себя ознакомление с психологией труда в той или иной сфере. Это обусловлено физиологическими и возрастными особенностями детей. В процессе ознакомления с основными направлениями деятельности учащиеся усваивают суть работы по той или иной специальности. В результате дети осознают, что такое взаимное соответствие человека его будущей специальности. 
 Разделы плана
 В рамках программы по профориентации детям предлагается изучение следующих понятий: 
1.Потребности, мотивы, цели и смысл деятельности. 
2.Неуспех и успех в работе, оценка, уровень достижений. 
3.Движения и действия человека, умения, навыки, знания. 
4.Виды деятельности, социальные мотивы, особенности труда. 
5.Профессии, специальности занятий, их психологические характеристики. 
Детям также разъясняются особенности общения в рамках трудовой деятельности. Дополнительно описываются психологические характеристики работы в экстремальных условиях. В заключение предполагается подведение итогов внеклассной деятельности, обобщение результатов, доведение их до детей, родителей и педагогов. 
Условия реализации 
Для проведения занятий по профориентации в образовательном учреждении должно быть выделено просторное помещение, в котором дети смогли бы получать теоретические знания. Кроме этого, обустраивается комната для творческой деятельности. В образовательном учреждении должна быть библиотека с читальным залом, где можно найти всю необходимую литературу по интересующим темам, а также компьютерный класс, помещение для просмотра видеозаписей. Детям предлагается участие на добровольной основе. Как показывает практика, желающих посещать занятия по профориентации достаточно много. Дети приводят своих друзей и единомышленников, что способствует свободному общению, увлеченности и совместной деятельности. План рассчитан на последовательное прохождение этапов и получения необходимых знаний. Такая практика позволяет детям усвоить социально-значимые аспекты. В частности, они получают навыки и умения в прикладном творчестве, исследовательской работе. Дети изучают особенности межличностного общения в трудовом коллективе, психологическую специфику той или иной деятельности. В результате старшеклассники расширяют свой кругозор в сфере профессий, получают информацию об учебных заведениях своего города или района. Несомненно, многое будет зависеть от педагога. Поэтому он должен быть подготовленным к выполнению самых разных задач, предъявлять к себе соответствующие четкие требования. Основная его задача – увлечь детей, вызвать у них желание разобраться в мире профессий, выявить свой потенциал, оценить его применительно к той или другой специальности. Планомерная внеклассная деятельность позволит изучить трудовую сферу с самых разных сторон. Наличие этих знаний позволит старшекласснику без проблем выбрать ту профессию, в которой он сможет себя полностью реализовать. 
Заключение 

Трудовая деятельность должна приносить человеку удовлетворение. Для этого необходимо воспитать в себе реалистичное представление об уровне притязаний на признание в обществе. Проще говоря, не стоит рассчитывать на большую похвалу, чем человек заслуживает по фактическим результатам своей деятельности. Зачастую молодые специалисты получают несоразмерное их навыкам и умениям признание. Это может крайне негативно отразиться на их дальнейшей деятельности. Так, человек, у которого развито нереалистичное представление о притязаниях, отодвигает мысль о том, что громкий успех отсутствует по причинам, скрытым в нем самом. Такой человек начинает объяснять неудачи действиями других (вокруг все мешают, завидуют, замедляют деятельность и пр.). Во избежание таких ситуаций, в рамках программ по профориентации детям разъясняются все стороны той или другой трудовой деятельности. Выбирая специальность, ребенок должен быть готов не только к успеху, но и к трудностям, с которыми ему придется столкнуться. Он должен обладать соответствующими навыками, умениями, знаниями, психологическими качествами. Когда выпускник поступает в институт или иное профильное учреждение, у него должно быть сформировано четкое представление о своем будущем. Занятия по профориентации помогают смоделировать события своей жизни. Важнейшая роль в этом процессе принадлежит взрослым. Профессия оказывает значительное влияние на жизнь человека вне трудового коллектива. Это воздействие должно быть положительным.  http://fb.ru/article/243312/proforientatsiya-starsheklassnikov-programma-temyi-meropriyatiya-anketa-zanyatiya-po-proforientatsii

Памятка выбирающему профессию
Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в твоей жизни. 
Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю. 
Пользуйся информацией профессионалов. 
Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется), реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».
С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ:
• изучи глубже самого себя:
разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях;
• подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные  и второстепенные качества;
• ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям; 
• прочти побольше книг, статей, журналов;
• наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий;
• побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда; продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и — действуй;
• ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию;
• сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал;
• приняв решение, не отступай перед трудностями, будь настойчив в достижении намеченных целей.
Планируя свою профессиональную карьеру, полезно ответить на следующие вопросы:
• От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?
• Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?
• Какие учебные предметы у вас любимые?
• Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?
• О какой работе вы мечтаете?
• Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?
• Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе, с кем вы работаете, как проводите время?
• Каковы ваши критерии выбора профессии? (обязательные и желательные)
• Какие ваши сильные стороны и навыки более всего позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?
• Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?
• Если работа, идеальная для вас недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в избранном направлении?
• С кем можно посоветоваться, чтобы получить полезную для планирования карьеры информацию?
• И, наконец, запишите ваши ближайшие и долгосрочные цели в области карьеры и действуйте.
ЛИЧНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН УЧАЩЕГОСЯ
1. Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).
2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).
3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы).
4. Внешние условия достижения  целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).
5. Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).
6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта.

ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
•выбор профессии за компанию;
• перенос отношения к человеку на саму профессию;
• отождествление учебного предмета с профессией;
• ориентация сразу на профессии высокой 
1. НЕЗНАНИЕ ПРАВИЛ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ:
квалификации;
• неумение определить путь получения профессии.

2. НЕЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ:
•незнание или недооценка своих физических особенностей;
• незнание или недооценка своих психологических особенностей;
• неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.

3. НЕЗНАНИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ:
увлечение только внешней стороной профессии;
• предубеждение в отношении престижности профессии;
• незнание требований профессии к человеку;
• устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПРИ ВЫБОРЕ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ 
Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.
Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:
• Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?
• По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?
• Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?
• Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?
• Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?
• Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?
• Какова продолжительность обучения?
• Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?
• Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?
• Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении?
• Адрес учебного заведения и его полное название?
Профессиональная пригодность
Различают следующие степени профессиональной пригодности:
1. Непригодность. Она может быть временной или практически непреодолимой. О ней говорят в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с работой. При этом дело обстоит не обязательно так, что человек не может работать, а так, что работа в данной профессии может ухудшить состояние человека. Противопоказания бывают не только медицинские, но и психологические: те или иные стойкие личные качества будут помехой для овладения определенной профессией.
2. Годность. Характеризуется тем, что нет противопоказаний, но нет и очевидных показаний. Иначе говоря, ни за, ни против. «Можешь выбирать эту профессию. Не исключено, что станешь хорошим работником». Примерно такими словами можно охарактеризовать данную степень профессиональной пригодности.
3. Соответствие. Нет противопоказаний и есть некоторые личные качества, соответствующие требованиям профессии. Например, есть выраженный интерес к определенным объектам труда (технике, природе, людям, искусству) или успешный опыт  в данной области. При этом не исключено соответствие другим профессиям. «Можешь выбрать эту профессию. И весьма вероятно, что ты будешь хорошим работником».
4. Призвание. Это высший уровень профессиональной пригодности. Он характеризуется тем, что во всех элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям избираемого вида труда. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди своих сверстников, находящихся в равных условиях обучения и развития. «В этой и именно в этой области труда ты будешь наиболее нужен людям».
Чтобы открыть в себе призвание, важно смело «примеривать» себя к самым разным профессиям, необходимо практически пробовать свои силы в разных видах труда.

На рынке труда БЕЛАРУСИ постоянно требуются
следующие специалисты:
 1. Водители автомобилей.
2. Слесари (в том числе слесари-ремонтники, слесари механосборочных работ, слесари по ремонту автомобилей).
3. Каменщики.
4. Сварщики (в том числе электросварщики, электрогазосварщики).
5. Электрики-электромонтеры.
6. Монтажники-электромонтажники (в том числе монтажники наружных трубопроводов, монтажники санитарно-технических систем и оборудования, монтажники строительных конструкций, электромонтажники).
7. Штукатуры.
8. Продавцы.
9. Столяры.
10. Плотники.
11. Контролеры-кассиры.
12. Маляры.
13. Токари.
14. Облицовщики.
15. Повара.
16. Арматурщики.
17. Бетонщики.

 Профориентация по книгам
Профориентация по книгам – необычный способ выбора профессии. Именно читая книги о деятельности и работе в той или иной отрасли, вы сможете больше узнать о профессии и понять, подходит ли она вам.
Есть один очень интересный способ профориентации. Книжки почитать. О профессиях. Художественные, мемуарные, научно-популярные… Самые разные произведения способны дать информацию, необходимую для выбора.
Авиация
·         Ричард Бах. Биплан. Дар крыльев.
·         Василий Ершов. Раздумья ездового пса.
·         А. Де Сент-Экзюпери. Военный летчик. Ночной полет. Планета людей.
·         Феликс Чуев. Ильюшин.
·         Артур Хейли. Аэропорт. Взлётно-посадочная полоса 08.
·         Александр Яковлев. Цель жизни.
Автомобильная промышленность 
·         Артур Хейли. Колеса.
Археология
·         К. Керам. Боги, гробницы, ученые.
Банковское дело
·         Николай Барковский. Мемуары банкира.
·         Шен Бекасов. Банковская тайна.
Библиография
·         Александр Рубакин. Рубакин.
Биология
·         Чарльз Дарвин. Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль».
·         Джеральд Даррелл. Разные произведения.
·         Зоя Журавлева. Чистое дело.
·         Вениамин Каверин. Открытая книга.
·         Вера Корсунская. Три великих жизни.
·         Поль де Крюи. Охотники за микробами.
·         Конрад Лоренц. Кольцо царя Соломона.
·         Синклер Льюис. Эроусмит. 
·         Фарли Моуэт. Не кричи «Волки!»
·         Н. Н. Плавильщиков. Гомункулус.
·         Стивен Роуз. Устройство памяти.
·         Иосиф Халифман. Долгий свет.
·         Б. К. Штегман. В тростниках Прибалхашья. Жизнь и приключения ссыльного натуралиста 1941–1946 гг. 
Ветеринария
·         Ник О’Донохью. Ветеринар для единорога.
·         Галина Романова. Если верить Хэрриоту.
·         Джеймс Хэрриот. О всех созданиях – больших и малых. О всех созданиях – прекрасных и удивительных. И все они – создания природы.
Военное дело
·         Владислав Кардашов. Рокоссовский.
·         Борис Костин. Маргелов.
·         Борис Костин. Скобелев.
·         Сунь Цзы. Искусство войны.
·         Участники войны 1812 года и историки: Библиотека интернет-проекта «1812-й год»
Генетика
·         Даниил Гранин. Зубр.
·         Владимир Дудинцев. Белые одежды.
·         Николай Тимофеев-Ресовский. Истории, рассказанные им самим, с письмами, фотографиями и документами.
·         Джеймс Д. Уотсон. Двойная спираль.
Геология и геодезия
·         Лев Гумилевский. Вернадский.
·         Яков Кумок. Карпинский.
·         Григорий Федосеев. Злой дух Ямбуя.
Гостиничное дело
·         Артур Хейли. Отель.
Дизайн и изобразительное искусство 
·         Рудольф Арнхейм. Искусство и визуальное восприятие.
·         Винсент Ван-Гог. Письма.
·         Юрий Гордон. Книга про буквы.
·         Виктор Папанек. Дизайн для реального мира.
·         Анри Перрюшо. Биографии художников.
·         Кузьма Петров-Водкин. Пространство Эвклида.
·         Александр Родченко. Линия.
Драматургия
·         Михаил Булгаков. Театральный роман.
·         Лайош Эгри. Искусство драматургии.
Журналистика и редактирование 
·         Валерий Аграновский. Ради единого слова.
·         Иван Аксаков. Отчего так нелегко живется в России?
·         Л. А. Васильева. Делаем новости!
·         Сергей Довлатов. Компромисс.
·         В. Ф. Олешко. Журналистика как творчество.
·         Артуро Перес-Реверте. Территория команчей.
·         Хрестоматии по истории русской и зарубежной журналистики, сборник текстов по курсу «История отечественной журналистики».
·         Карел Чапек. Двенадцать приемов литературной полемики, или Пособие по газетным дискуссиям.
·         Чуковская Л. К. В лаборатории редактора.
·         Александр Шерель. Радиожурналистика.
История
·         Марк Блок. Апология истории, или Ремесло историка.
·         Арон Гуревич. История историка.
·         Юрий Домбровский. Хранитель древностей.
·         Андрей Никитин. Голубые дороги веков. 
·         Ш.-В. Ланглуа, Ш. Сеньобос. Введение в изучение истории.
·         Джон Тош. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. 
·         Умберто Эко. Как написать дипломную работу. 
Киноиндустрия
·         Василий Катанян. Прикосновение к идолам.
·         Александр Митта. Кино между адом и раем.
·         Андрей Михалков-Кончаловский. Парабола замысла.
·         Линда Сегер. Как хороший сценарий сделать великим.
·         Сергей Эйзенштейн. Мемуары. 
Копирайтинг 
·         Мария Блинкина-Мельник. Рекламный текст. Задачник для копирайтеров.
Культурология
·         Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, М. О. Гершензон, А. С. Изгоев, Б. А. Кистяковский, П. Б. Струве, С. Л. Банк Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции.
·         А. Гуревич. Категории средневековой культуры.
·         А. Ф. Лосев. 12 тезисов об античной культуре.
·         Юрий Лотман. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века).
Маркетинг и экономика 
·         Ричард Брэнсон. К черту всё! Берись и делай.
·         Томас Гэд. 4D Брендинг: Взламывая корпоративный код сетевой экономики.
·         Теодор Драйзер. Финансист. Титан. Стоик.
Медицина 
·         Василий Аксенов. Коллеги.
·         Михаил Булгаков. Записки юного врача.
·         Юрий Герман. Дело, которому ты служишь. Дорогой мой человек. Я отвечаю за всё.
·         Кен Кизи. Над кукушкиным гнездом.
·         Юлий Крелин. Хирург.
·         Арчибальд Кронин. Цитадель. Путь Шеннона.
·         Семен Ласкин. На линии доктор Кулябкин. 
·         Андре Моруа. Жизнь Александра Флеминга.
·         Артур Хейли. Окончательный диагноз.
·         Антон Чехов Рассказы.
Менеджмент и управление персоналом
·         Питер Друкер. Эффективный управляющий.
·         Н. Макиавелли. Государь. 
·         К. Нордстрем, Й. Риддерстрале. Бизнес в стиле фанк. Караоке-капитализм. 
·         Ли Якока. Карьера менеджера. 
Морские профессии
·         Валерий Ганичев. Ушаков.
·         Виктор Конецкий. Невезучий Альфонс.
·         Александр Покровский. Расстрелять. 72 метра.
·         Сергей Семанов. Макаров.
·         Лев Скрягин. Тайны морских катастроф.
·         Леонид Соболев. Капитальный ремонт. Зеленый луч. Рассказы.
·         Константин Станюкович. Морские рассказы и другие произведения.
Музыка 
·         Томас Манн. Доктор Фаустус.
Педагогика
·         Шарлотта Бронте. Городок.
·         Герман Гессе. Игра в бисер.
·         Уильям Голдинг. Повелитель мух.
·         А. Пантелеев, Г. Белых. Республика ШКИД.
·         Антон Чехов. Палата номер шесть. 
·         Ирвин Шоу. Хлеб по водам.
Переводческая деятельность 
·         Валентин Бережков. Как я стал переводчиком Сталина.
·         Сергей Влахов, Сидер Флорин. Непереводимое в переводе.
·         Нора Галь. Слово живое и мертвое.
·         Като Ломб. Как я изучаю языки.
·         Геннадий Мирам. Профессия: переводчик.
·         Виктор Суходрев. Язык мой – друг мой. 
·         Корней Чуковский. Высокое искусство.
·         Умберто Эко. Сказать почти то же самое. Опыты о переводе.
Право
·         Малколм Барбер. Процесс тамплиеров.
·         Джон Гришэм. Адвокат. Фирма.
·         Анатолий Кони. Статьи и судебные речи.
Психология и психиатрия
·         Михаил Зощенко. Перед восходом солнца.
·         Владимир Леви. Любые книги. 
·         Михаил Чулаки. Прощай, Зеленая Пряжка.
·         Ирвин Ялом. Психотерапевтические истории.
Сельское хозяйство
·         Ю. Новиков. Беседы о животноводстве.
·         Михаил Пришвин. Дневник.
Строительство и архитектура
·         А. Ф. Гольдштейн. Зодчество.
Театр
·         Олег Борисов. Без знаков препинания.
·         Алла Демидова. Тени зазеркалья.
·         Алиса Коонен. Страницы жизни.
·         Константин Станиславский. Работа актера над собой.
·         Юрий Трифонов. Долгое прощание.
·         Михаил Чехов. О технике актера.
·         Сергей Юрский. Игра в жизнь.
Физика
·         Петр Асташенков. Курчатов.
·         Даниил Данин. Резерфорд.
·         Ричард Ф. Фейнман. Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!
Филология
·         Михаил Гаспаров. Записи и выписки.
·         Юрий Лотман. Статьи.
·         Натан Эйдельман. Статьи.
Химия
·         Айзек Азимов. Краткая история химии.
·         Владимир Киселев. Девочка и птицелет.
·         Ева Кюри. Мария Кюри.
Наука вообще
·         Михаил Анчаров. Разные произведения.
·         Леонардо да Винчи. Труды.
·         Алексей Гастев. Леонардо да Винчи.
·         И. Грекова. Кафедра.
·         Евгений Лебедев. Ломоносов.
·         Борис Тарасов. Паскаль.
5 лучших книг о врачах
Профессия врач испокон веков была окутана флером романтики – спасение жизни других людей всегда было занятием, вызывающим уважение и почтение в обществе. В 21 веке статус врача ничуть не изменился: так же, как и сотни лет назад, студенты медицинских вузов и колледжей торжественно произносят клятву Гиппократа, которая является не просто красивой традицией, а принятием особых жизненных взглядов. Быть врачом означает не только работу в медицинской сфере – быть врачом значит быть милосердным и сострадательным к людям, исполнять свой долг, когда того требует ситуация. Это уже само по себе достойно отдельного внимания обычного человека, привыкшего разделять жизнь на работе и жизнь в свободное время. А если вы еще только стоите на пути выбора своей будущей профессии, то приоткрыть завесу тайны врачебной жизни можно благодаря произведениям художественной литературы. И уж поверьте, в этих книгах бывает сокрыто намного больше правды, чем в популярных в наши дни сериалах с медицинской тематикой.
1. «Милосердие», автор Ласло Немет
С этого романа, пожалуй, стоит начать свое знакомство с медициной тем, кто ищет в этой профессии удовлетворение от помощи людям. Главная героиня книги – юная студентка медицинского университета Агнеш Кертес. Она ищет себя во взаимоотношениях со своим отцом, сломленным жизнью, страдающим эгоизмом поклонником и другом, чей альтруизм граничит с ненавистью к людям. Эти поиски не приносят ей успеха – истинное счастье она обретает лишь во время практики в хосписе, помогая безнадежно больным старикам. В романе хорошо показана психологическая сторона взаимоотношений Агнеш с окружающим миром, и на ее примере читатель может понять внутренние, глубинные мотивы осознанного выбора быть врачом.
2. «Сердце хирурга», автор Федор Углов
Книги Федора Углова можно считать настоящей энциклопедией хирургических историй. Автор данного произведения – практиковавший хирург с мировым именем, спасший жизнь сотням пациентов. Его повествование основывается на реальных фактах: с документальной точностью он описывает ход операции, симптомы болезни и методы лечения. Слабонервным и равнодушным к медицине эта книга может показаться скучной, однако если вы в будущем хотите стать врачом, то натуралистические подробности вас смущать не должны. Сами медики отмечают эту книгу как максимально приближенную к реальности – она высоко оценена медицинским сообществом не только в России, но и за рубежом.
3. «Медсестра», автор Николай Степанченко
Николай Степанченко в литературном сообществе известен как сетевой писатель – известность к нему пришла благодаря интернет-дневнику, в котором автор регулярно публиковал свои заметки. Популярность пришла к писателю после первого опубликованного воспоминания о времени, когда он работал в составе бригады скорой медицинской помощи – число подписанных на Степанченко возросло, и читатели просили автора писать еще. Так родилась книга «Медсестра», представляющая собой сборник воспоминаний. В этих заметках вы не увидите точного описания медицинских процедур – вы окунетесь в атмосферу ежедневной работы среднего медицинского персонала, сталкивающегося с неприглядными сторонами жизни. Повествование Степанченко отличается иронией и свойственной многим медикам цинизмом, поэтому многое юному читателю может показаться отталкивающим или шокирующим. Что ж, такова жизнь медицинского персонала – полная черного юмора, являющегося единственным спасением во многих рабочих ситуациях.
4. «Прощай, зеленая пряжка!», автор Михаил Чулаки
Психиатрия – область медицины, преисполненная загадок даже для самих психиатров. Так же считает и главный герой книги Виталий – молодой доктор, только вступивший на начало своего карьерного пути. Он влюбляется в свою пациентку, красавицу Веру, у которой наблюдаются признаки тяжелого психического расстройства, а именно шизофрении. Он принимается за изучение этого заболевания и обнаруживает, что изученность данного вопроса в отечественной психиатрии крайне мала, а исход для всех больных один – распад личности. Трудный нравственный выбор, противоборство врачебного долга с личными чувствами и жизнь внутри стен психиатрической больницы, – вот с чем приходится столкнуться главному герою. Книга будет полезна тем, кому интересны психические заболевания, – автор уделяет особое внимание описанию протекания шизофрении в тяжелых случаях.
5. «Окончательный диагноз», автор Артур Хейли
Мировой бестселлер канадского писателя Артура Хейли быстро завоевал сердца миллионов читателей. В центре внимания книги находится британская больница, в которой каждый день решаются судьбы людей. Эта книга о том, как нелегко бывает доктору принимать решения, которые могут кардинально поменять жизнь пациента, о том, как бывает сложно рисковать, когда того требует ситуация, и о нелегком выборе между профессиональным долгом и личными мотивами. Стиль изложения Хейли достаточно простой: текст не изобилует медицинскими терминами, повествование емкое, а сюжетные линии не заставят скучать даже тех, кто не особенно любит чтение. Кроме того, при всей полноте раскрытия медицинской тематики, роман придется по душе даже тем, кто далек от врачебной деятельности.

Высказывания великих и успешных людей о профессиях 
 Как хорошо, когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями. Апшерони А.
 Профессия изначально должна быть актом любви. И никак не браком по расчету. Мураками Х. 
 Двух вещей очень трудно избежать: тупоумия — если замкнуться в своей специальности, и неосновательности — если выйти из нее. Гете И.
 «Призвание есть течение, которому полезно учинить препятствие в его истоке для того, чтобы увидеть, река ли это или только ручеек.» Декурсель А.
 «Всякая профессия есть заговор против непосвященного.» Шоу Б.
 «И с неожиданной грустью я подумал о несовершенстве механизма человеческого самопонимания, при котором виртуозы бухгалтеры грустят о несостоявшихся судьбах отважных мореходов, гениальные портные жалеют об утраченных возможностях стать журналистами, а видные врачи-кардиологи считают, что их талант по-настоящему мог расцвести только на театральных подмостках, — профессьон манке, как говорят французы.» Братья Вайнеры
 «Самая трудная профессия — быть человеком.» Марти Х.
 «Вот лучший совет, который можно дать юношеству: Найди что-нибудь, что тебе нравится делать, а потом найди кого-нибудь, кто будет тебе за это платить.» Кэтрин Уайтхорн
 «Специалист — это тот, кто знает очень много об очень малом.» Батлер Н.
 «Если хочешь стартовать сразу с вершины своей профессии изобрети свою собственную профессию.» Брильянт Э.
 «Своим делом человек должен заниматься так, словно помощи ему искать негде.» Галифакс Д.
 «Самым близким к естественному состоянию из всех тех занятий, которые способны обеспечить существование человека, является труд его рук. Из всех общественных положений самое независимое от судьбы и от людей — положение ремесленника.» Руссо Ж.
 «Каждый человек, по моему разумению, является должником своей профессии.» Бэкон Ф.
 «Высокий профессионализм — обращенное в профессию творчество.» Гинзбург Л.
 «Нет высокооплачиваемых профессий с большим будущим, но есть профессионалы с большим будущим.»
 «Инженер — человек; способный взять теорию и приделать к ней колеса.» Левинсон Л.
 «Знание оборотной стороны профессии или призвания — это та цена, которую мы платим за овладение профессиональными навыками.» Болдуин Д.
 «Мы не учимся быть артистами, художниками или писателями — мы учимся быть.» Маккартни П.
 «Если профессия становится образом жизни, то ремесло превращается в искусство.» Шевелев И.
 «Нет неувлекательных специальностей. Есть лишь пассивные люди, не способные увлечься тем, что перед ними.» Берг А.

Комментариев нет:

Отправить комментарий