Родителям

З анталогіі беларускай народнай педагогікі

Фарміраванне асобы
Як чалавек, то новая песня.
У каго якая натура.
Адной маткі ні аднае дзеткі.
Нораў - не клетка, не пераставіш.
Адно дзіця баіцца ківа, а другое кія.
Чалавек невучоны, што тапор нетачоны.
На добрай зямлі дзіця пасадзі, і тое вырасце.
Нягоднік не родзіцца, а робіцца.
Што ў дзяцінстве выхаваеш, на тое ў старасці абапрэшся.
                                                          Роля выхавальніка
Разумны навучыць, а дурань намучыць.
З разумным пагавары - розуму набярэшся, а з дурнем - свой страціш.
Які бацька, такія дзеткі.
Якая матка, такое й дзіцятка.
Добрага бацькі - добрыя дзеці, ліхога - ліхія.
Па гнязду відаць, якая птушка.
Няма чаго дзіваваці, такая была і маці.
                                                          Сямейнае выхаванне
Як добрае семя, дык і добрае племя.
Які род, такі плод.
Хто дзяцей мае, няхай навучае.
Умей дзіця радзіць, умей і вывучыць.
Да пяці год пястуй дзіця, як яечка, з сямі - пасі, як авечку - тады выйдзе на чалавечка.
Хто дзяцей ад працы шкадуе, той сабе вяроўку гатуе.
Хто толькі сам сябе любіць, таго ніхто не любіць.
Малому не патурай, а што трэба дай.
Лепш даглядзі, а за руку не вадзі.
Добрае на людзі ідзе з добрай сямьі.
Не навучыў бацька, не навучыць і дзядзька.
Без роднай мамачкі заклююць галачкі.

Роль семьи в подготовке ребенка к выбору профессии
Каждый ребенок уникален: у него есть особенные таланты, увлечения, желания и возможности. Одни довольно рано     решают, что хотят лечить людей, поэтому целенаправленно движутся к мечте: углубленно изучают химию и биологию. Другие же дети могут всю сознательную жизнь увлекаться физикой, а потом выбрать гуманитарную специальность. Третьи уже с дипломом на руках осознают, что хотят           заниматься совершенно другим. Родители должны понимать, что профессиональное самоопределение может пойти по незапланированному сценарию. Стоит ли им вмешиваться, навязывая свои желания, или лучше полностью доверить выбор ребенку? Выбирая профессию, подросток еще не готов в полной мере осознать все стороны будущей жизни и нуждается в поддержке со стороны взрослых, прежде всего – родителей. Нередко в семье возникают конфликтные ситуации, связанные, в частности, с выбором профессии и дальнейшего пути получения образования. Причинами могут выступать неадекватная позиция родителей в            профессиональном самоопределении ребенка или затруднения в оценке его преобладающих интересов и способностей.
Условно родителей можно разделить на 4 группы:
1. Активно участвующие в вопросах выбора профессии для своих детей. Такие родители дают квалифицированные советы, разумно и обоснованно пытаются помочь выбрать профессию с учетом их интересов, склонностей и способностей.
2. Пассивно относящиеся к этому вопросу. Такие родители предоставляют своим детям полную свободу выбора профессии.
3. Родители, которые беседуют с детьми о путях выбора профессии, интересуются их предпочтениями и намерениями; предоставляют своим детям самим решать свою судьбу.
4. Навязывающие свою волю детям. Такие родители настаивают на верности собственной точки зрения касательно выбора профессии своих детей.
Полярные установки «Пусть сам решает!» или «Что он без меня решит?» редко оказываются продуктивными и, в конечном счете, могут привести к отчуждению между родителями и ребенком. Важно оценить способность ребенка быть ответственным и самостоятельным: что он уже может, а чему еще только учится. Для этого предпочтительны позиции 3 и 1, указанные выше. Помогая подростку выбрать профессию, родители не только обсуждают с ним преимущества и недостатки отдельных профессий и возможности получения образования по этим профессиям, но и неизбежно становятся детскими психологами: необходимо раскрыть потребности, мотивы и способности ребенка, оценить соотношение между одним и другим вариантом. Безусловно, какова будет жизненная позиция ребенка при выборе будущей профессии, зависит от родителей. Если в воспитании фигурировали такие постулаты, как стремление приобрести через профессию привилегированное положение, желание поставить только себя в центре внимания, используя усилия других для собственной карьеры, то в итоге общество получит карьериста, который будет очень часто попадать в конфликтную ситуацию, оказываясь в положении «непонятого», «непризнанного», «неоцененного». И наоборот, если детям прививались интерес к         созидатель ной деятельности, трудолюбие, уважительное отношение к трудовым усилиям людей, стремление честно трудиться на благо общего дела, то можно быть уверенным в том, что ребенок найдет правильную дорогу в жизни. Родители должны быть осведомлены, что именно чаще всего подталкивает детей к тому или иному выбору профессии. Часто профессиональные намерения ребенка  базируются исключительно на достоинствах будущей профессии, а объективно существующие «минусы» профессии не учитываются (или просто неизвестны). Чтобы выбор был по-настоящему реалистичным и не принес разочарований, необходимо заранее иметь представление о теневых сторонах профессии. Это могут быть, например:
• сложности с трудоустройством;
• длительное время профессиональной подготовки;
• трудности в согласовании профессиональных и личных планов;
• профессиональные риски для здоровья и т. п.
Такая разносторонняя информация о профессии позволит быть готовым к ее недостаткам и позволит либо искать пути компенсации, минимизации существующих трудностей, либо примириться с неизбежными недостатками профессии (потому что ее достоинства все же         весомее!), либо скорректировать планы. Многие учащиеся озабочены поиском профессий,        владение которыми гарантирует высокий заработок, поиском своеобразного «автопилота», якобы нацеленного только на достижение материального достатка. Однако заработная плата – это характеристика не профессии, а рабочего места, должности. Высокий заработок гарантируется, прежде всего, высоким спросом на профессию и низким уровнем ее предложения на рынке труда, затем – квалификацией и должностью на конкретном рабочем месте. При этом оплата по одной и той же профессии и должности может существенно отличаться в зависимости от отрасли, региона, размера и формы собственности предприятия и каких-либо других факторов. Именно по- этому такой критерий уместен при поиске работы, но не при выборе профессии.
        Весьма распространен у ребят и подход к выбору профессии с точки зрения ее престижности в обществе. Бытуют мнения, что престижная профессия тоже является своеобразным «ракетоносителем» для вывода человека на орбиту жизненного успеха, приобретения высоко- го социального статуса, привлечения внимания к своей персоне. То есть сам факт получения престижной профессии – некая гарантия успешной карьеры. Внимание обращается, прежде всего, на внешнюю сторону профессии: ее модность и популярность, причем в глазах даже не общества в целом, а зачастую лишь определенного круга лиц, например, компании сверстников.
    Заметим, что мотив выбора не может быть верным или неверным: амбициозные запросы, подкрепленные волей, способностями, трудолюбием, здоровьем, могут быть вполне осуществимы. Но нередко выбор профессии с точки зрения ее престижности идет рука об руку с выбором профессии «за компанию» с друзьями (чтобы не выглядеть хуже других), тогда как сама по себе будущая          профессия представляется слабо и не вызывает активного интереса. В результате у ребенка появляются взаимоисключающие цели и внутренний конфликт мотивов.
       Другой вариант выбора «за компанию» встречается, когда нет желания разобраться в своих особенностях: интересах, склонностях, способностях и возможностях их реализовать в профессиональной деятельности. При этом профессиональное самоопределение воспринимается как некая досадная необходимость, с которой надо быстрее расквитаться и продолжить приятное                     времяпрепровождение с друзьями. В таком случае выбор «за компанию» – лучший вариант. Такое решение может быть обусловлено тем, что ребенок боится самостоятельности, ответственности, привык быть ведомым в своей компании, занимать там привычное место.
      В любом случае, маме и папе важно верить в ребенка, поддерживать и уважать его выбор и руководствоваться нашими полезными советами.
• Уважайте мнение ребенка. Давайте себе отчет в том, что ребенок имеет полное право на свой выбор.
• Осознайте, что ребенок получает право голоса в семье не в 18 лет, а намного раньше. Уже с 14 лет его можно считать вполне сформировавшейся личностью. Он имеет свои убеждения, определенные черты характера и, конечно, мечты, которые касаются его будущего.
• Донесите до ребенка, что независимо от его решения вы будете его поддерживать.
• С интересом выслушивайте все, о чем рассказывает вам ваш ребенок. Если что-то для него важно, если он делится с вами своим мнением или просит совета, вы обязательно должны уделить этому внимание.
• Вся родительская профориентационная поддержка должна происходить в форме диалога, партнерского обсуждения.
• Расспрашивайте у сына или дочери о причинах его выбора. При этом не давите на ребенка, не пытайтесь его переубедить.
• Разговаривая с ребенком, избегайте наставительного тона! Часто именно интонация, а не содержание ваших высказываний вызывает сопротивление и неприятие.
• Представления и высказывания ребенка в каких-то аспектах могут быть наивными, нереалистичными. Это естественно и почти неизбежно, поэтому проявите понимание и воздержитесь от жесткой критики и тем более иронии, высмеивания, раздражения.
• Не ждите, чтобы ребенок немедленно согласился с вами, признал свою неправоту, будучи «раздавлен» неотразимостью вашей логики и богатством жизненного опыта. Не повторяйте одни и те же доводы снова и снова: это будет походить на нравоучение, вызывая только раздражение. Если ваши высказывания действительно убедительны и как-то соотносятся с личным опытом ребенка, то они постепенно «прорастут» и окажут свое действие.
• Подробно рассказывайте, как вы видите и понимаете ту или иную ситуацию. Поясняйте, что вызывает у вас сомнения; ищите вместе другие варианты и подходы к решению вопроса, обращаясь при этом к пусть небольшому, но собственному опыту молодого человека.
• Периодически создавайте ситуации, в которых ребенок будет практиковаться в принятии самостоятельных решений.
• Воспитывайте трудолюбие. Не беда, если молодой человек сразу не может выбрать себе профессию. Но если ему с детства привито трудолюбие, целеустремленность и настойчивость, стремление быть полезным людям, то он наверняка придет к своей цели, какие бы трудности и неожиданности не встретились на его пути.
• Будьте рядом с ребенком в момент принятия любых решений, особенно тех, которые касаются его будущей профессии.
• Помогите ребенку наметить план своей карьеры. Например, обсудите, чего он хочет добиться в жизни, что необходимо для осуществления его желаний и какие профессии позволят ему этого достичь; какое образование и где можно получить для овладения данными профессиями; что надо предпринимать уже сейчас для поступления и успешного обучения в том или ином учебном заведении; что может помешать и как уменьшить риск неудачи.
• Желательно выяснить, какие потребности определяют поведение ребенка в процессе профессионального самоопределения, чем он руководствуется, какие стороны профессии его привлекают. Это может быть престижность, возможность сделать карьеру, желание добиться успеха и даже славы, иметь высокие заработки, стремление быть похожим на кого-то из знакомых.
Тест для родителей
«Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии»
Ниже приведен ряд суждений. Анализ своего отношения к ним поможет оценить ваше участие в профессиональной ориентации вашего ребенка. Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если вы считаете, что оно соответствует вашим взглядам, то ответьте «да»; если не соответствует, то «нет».
1. Я часто рассказываю дома о своей профессии, успехах и трудностях на работе.
2. Мы с ребенком часто обсуждаем прочитанные им книги, бываем в музеях, на выставках.
3. Я не знаю, имеет ли какое-нибудь общественное поручение мой сын (дочь).
4. Мой ребенок хорошо знает, где и кем я работаю.
5. У меня нет свободного времени, чтобы обсуждать со своим ребенком его интересы и увлечения.
6. Я никогда бы не выступил(а) с рассказом о своей профессии и работе перед классом, в котором учится мой сын (дочь).
7. Я думаю, что кем бы ни стал в будущем мой ребенок, общетрудовые навыки, полученные им в школе и дома, пригодятся в жизни.
 8. И мне, и моему ребенку приносит большую радость совместное выполнение трудовых обязанностей дома.
9. Моя работа не настолько интересна по содержанию, чтобы я рассказывал(а) о ней своему ребенку.
 10. Если в школе будет организован летний лагерь труда и отдыха, мой ребенок обязательно туда поедет.
11. Я стараюсь, чтобы сын (дочь) имел(а) дома постоянное поручение (мытье посуды, покупка продуктов и т.п.).
12. Я не хочу советовать своему ребенку, чем заниматься в жизни, потому что он должен решить этот вопрос самостоятельно.
13. Мне кажется, что заставлять сына (дочь) участвовать в работе по дому не нужно, он(а) еще успеет в жизни наработаться.
14. Я знаю, какие учебные предметы больше всего нравятся моему ребенку, а какие – нет.
15. Я считаю, что можно наказывать трудом за проступки и поощрять деньгами за хорошо выполненное поручение.
16. Я думаю, что участие в общественных делах поможет моему ребенку проявить свои способности.
  Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл.
Ключ:
Ответ Номера суждений «Да» 1, 2, 4, 7, 8, 10, 11, 14, 16 «Нет» 3, 5, 6. 8, 12, 13, 15
Суммируйте полученные баллы и прочитайте, что значит результат, который у вас получился.
12-16 баллов. Можно сделать вывод, что вы стремитесь активно научить ребенка полезным трудовым умениям и навыкам, помогаете проявить свои интересы, склонно- сти, способности, расширяете его кругозор.
8-11 баллов. Вы понимаете важность семейного воспитания в подготовке школьников к труду, однако у вас есть резервы для более активного участия в трудовом воспитании своего ребенка.
4-7 баллов. Такой результат говорит о том, что вы уделяете недостаточное количество внимания трудовому воспитанию сына (дочери) и подготовке его к будущей профессии. Следует помнить, что вашего ребенка ждет впереди нелегкая учеба, а в дальнейшем – работа, и надо уже сейчас учить его преодолевать трудности, заинтересовать предстоящим трудом.
0-3 балла. У вас либо мало свободного времени, либо вы не уверены, что сможете чем-то помочь своему ребенку, и в связи с этим несерьезно относитесь к воспитанию в семье. Однако ребенок нуждается в вашем участии и внимании. В будущем он может столкнуться с серьезными затруднениями в профессиональном обучении и трудовой деятельности. Поддержите своего ребенка в учебе, общественной работе, домашних делах.

Екатерина ДАВИДОВСКАЯ, психолог



Подросток выбирает профессию

Уважаемые мамы и папы, вы не заметили, как выросли ваши дети? Теперь они старшеклассники, которые уже стоят на пороге окончания школы, и ближайший учебный год закончится для них выпускными экзаменами. Остаются считанные месяцы, чтобы принять одно из важнейших в своей жизни решений, – выбрать профессию и учебное заведение.

Выбор профессии – ответственный и трудный момент в жизни подростка. Сейчас ваш ребенок особенно нуждается в вашем внимании, помощи и поддержке.

Процесс самоопределения зависит от процесса воспитания в семье. Рассмотрим несколько вариантов процесса воспитания и его последствий, негативно сказывающихся на выборе профессии в подростковом возрасте.

Ситуация 1
Родители излишне опекают, балуют ребенка, удовлетворяя любые его потребности, постоянно идут у него на поводу. Такой тип воспитания психологи называют потворствующей гиперпротекцией. Здесь дело не столько в постоянном контроле, сколько в чрезмерном покровительстве, в стремлении освободить любимое чадо от малейших трудностей, от скучных и неприятных обязанностей. Это дополняется непрестанным восхищением мнимыми талантами и преувеличением действительных способностей. С детства ребенок растет в атмосфере восторгов, похвал и безудержного обожания. Это культивирует эгоцентрическое желание всегда быть в центре внимания окружающих, а все желаемое получать с легкостью, без особого труда.

Ребенок в такой семье растет инфантильным, капризным и зависимым. Потворствующая гиперпротекция мешает выработке навыков систематического труда, упорства в достижении цели, умения постоять за себя и за свои интересы, осуществить лидерские функции, подчинить себе, руководить другими.

Поэтому к моменту, когда необходимо выбирать профессию, ребенок обычно не готов принимать ответственные и взвешенные решения. Родители ожидают от своего чада успешной учебы и профессиональной карьеры, а подросток не прилагает каких-либо усилий для достижения цели. Он, как правило, не знает своих реальных способностей и возможностей, ведь все и всегда за него делали родители.


Ситуация 2

Родители чрезмерно опекают ребенка, осуществляют мелочный контроль за каждым шагом, что вырастает в целую систему постоянных запретов и неусыпного бдительного наблюдения за подростком. В данном случае речь идет о доминирующей гиперпротекции. Как правило, на поведение ребенка в такой семье накладывается необоснованно много ограничений и запретов. Все решения за ребенка принимают родители. Гиперпротекция не дает возможности учиться с ранних лет на собственном опыте, разумно пользоваться свободой, не приучает к самостоятельности. Мало того, она подавляет чувство ответственности и долга, ибо если за подростка все решают и все ему указывают, то он приходит к убеждению, что сам он может ни за что не отвечать.

В зависимости от врожденного темперамента ребенок в таких условиях формируется либо как полностью пассивный, либо как бунтующий нигилист, который на все предложения говорит «нет». И в том и в другом случае старшеклассник будет плохо понимать свои реальные интересы и возможности, он не сможет самостоятельно сделать выбор.

В ситуации профессионального самоопределения сознательно или неосознанно он будет ждать, когда родители, как всегда, сделают выбор за него, а дальше, скорее всего, пассивный ребенок согласится с мнением родителей, а бунтарь выберет что-то противоположное тому, что от него ожидается.

Ситуация 3
Родители строят большие планы на будущее своего ребенка, питают большие надежды в отношении его успехов, способностей и талантов, предъявляя к своему чаду неразумно высокие требования. Они лелеют мысль о том, что их потомок воплотит в жизнь их собственные несбывшиеся мечты. Подросток чувствует, что от него ждут очень многого. Этот тип нарушения процесса воспитания в психологии называют«повышенная моральная ответственность».

Ребенок в такой семье начинает и сам предъявлять очень высокие требования к себе, а поскольку они часто расходятся с его реальными возрастными возможностями, это приводит к невротизации. Такой ребенок очень болезненно переживает любые неудачи, боится сделать даже незначительную ошибку. Он прикладывает большие усилия для того, чтобы соответствовать ожиданиям семьи, часто не успевая восстанавливать силы, что может отражаться на его здоровье.

К ситуации выбора профессии такой старшеклассник подойдет очень ответственно, но ему может помешать неуверенность в себе. Возможно, он будет испытывать трудности в осознании своих собственных интересов и желаний в отличие от желаний его родителей. Выбор вариантов, которые соответствуют его возможностям, также может представлять для него серьезную проблему. Для такого подростка есть опасность сбоев и срывов в процессе подготовки и сдачи экзаменов, а также при дальнейшем обучении.


Ситуация 4
Ребенок, испытывающий «эмоциональное отвержение» в своей семье, не получает достаточного внимания, помощи от своих родителей, но легко получает от них наказание за любую незначительную провинность. При этом виде воспитания подросток постоянно ощущает, что им тяготятся, что он – обуза в жизни родителей, что без него им было бы лучше, свободнее. Ситуация усугубляется, когда есть рядом кто-то другой – брат или сестра, особенно сводные, отчим или мачеха, кто гораздо дороже и любимее.

Мать или отец сами себе не признаются в том, что тяготятся сыном или дочерью, гонят от себя подобную мысль. Силами разума и воли родители подавляют в себе эмоциональное отвержение к детям как недостойное и обычно даже обнаруживают гиперкомпенсацию в виде подчеркнутой заботы, утрированного внимания. Однако ребенок, и особенно подросток, чувствует искусственную вымученность таких забот и внимания, ощущает недостаток искреннего эмоционального тепла.

Бывает, что к моменту профессионального выбора родители всерьез обеспокоены будущим своего ребенка и готовы ему помогать, но, к сожалению, контакт с ним к этому времени уже потерян.

Всегда самостоятельно пытаясь преодолевать все трудности, ребенок из такой семьи и при выборе профессии остается со своими проблемами один на один. В момент завершения школьного обучения он, скорее всего, испытает сильную тревогу, поскольку опереться ему не на кого, он не ждет от своей семьи ни помощи, ни поддержки. Недостаток опыта, информации, знаний и неуверенность в себе будут серьезными препятствиями для его успешного профессионального выбора.


Ситуация 5

Противоречивое воспитание. Члены семьи применяют несовместимые воспитательные подходы и предъявляют к подростку порой противоречивые требования. При этом они конкурируют, а то и открыто конфликтуют друг с другом. Например, могут сочетаться доминирующая гиперпротекция со стороны отца и потворствующая со стороны матери, эмоциональное отвержение со стороны родителей и потворствующая гиперпротекция со стороны бабушки. Подобные ситуации оказываются особенно пагубными для подростка, создавая больший риск для удара по слабым сторонам его характера.

Сочетание различных стилей в одной семье, не совместимых между собой и не адекватных друг другу, проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи.

Результатом такого воспитания может быть высокая тревожность, неуверенность, низкая неустойчивая самооценка ребенка. Противоречивость воспитания способствует развитию внутреннего конфликта у детей. Это порождает непоследовательность поведения, лживость, неуверенность.

Как правило, ребенок из такой семьи не способен самостоятельно принять решение, связанное с выбором профессии. Он постоянно колеблется, часто меняет мнение.


Ситуация 6
Воспитание в гармоничной семье было и остается лучшим для становления личности, особенно в младшем и среднем подростковом возрасте. Родители любят ребенка, проникаются его интересами, стараются относиться к нему ровно и справедливо. Они заботятся о проявлении инициативы ребенком, если ребенок находится в сложной безвыходной ситуации – помогают. Родители – эмоционально устойчивы, спокойны, рассудительны. Стиль управления в семье – демократический. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети хорошо понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства, адекватной самооценкой. Голос ребенка учитывается при решении ряда определенных проблем, в том числе и в вопросах профессионального самоопределения.

Можно смело сказать, что гармоничная семья будет способствовать адекватному профессиональному самоопределению подростка в соответствии с его желаниями, интересами и способностями.

Что можно сделать для оказания помощи детям в их самоопределении?

Процесс самоопределения предполагает именно сопровождение самостоятельных действий ребенка по выбору направлений собственной самореализации и способов ее осуществления. Задача родителей – дать возможность узнать, попробовать, а также обсудить, подсказать, поддержать, указать на опасности и риски, помочь найти пути достижения желаемых результатов.

И самое главное – помочь построить и сохранить позитивную самооценку, стремление к самореализации, поддержать стремление к самостоятельности и ответственности за собственные жизненные выборы.
  • Расскажите своему ребенку, как вы сами выбирали профессию, с какими трудностями при этом сталкивались и как их преодолевали.
Если ваш ребенок мало знает о вашей работе, постарайтесь показать ему ваше рабочее место и расскажите о ваших профессиональных обязанностях, а также помогите познакомиться с профессиями родственников и друзей. 
  • Поговорите с ребенком о том, какие предметы ему нравятся в школе, и чем ему интересно заниматься в свободное время.
  • Помогите ребенку с временным трудоустройством. Собственный опыт ребенка в любой продуктивной деятельности будет очень полезен при выборе профессии. Временным трудоустройством школьников с 14 лет занимаются районные центры занятости населения.
  • Посоветуйте ребенку подходящие, на ваш взгляд, профессии или сферы деятельности, но не настаивайте на выборе только из этих вариантов.
  • Помогите ребенку познакомиться с представителями тех профессий, которые ему интересны. 
  • Вспомните вместе с ребенком о его успехах и достижениях, расскажите ему о его способностях и достоинствах.
  • Приобретите справочник профессиональных учебных заведений и обсудите вместе со старшеклассником заинтересовавшие его варианты обучения.
  • Соберите всю необходимую информацию об этих учебных заведениях.
  • Помогите ребенку учесть при выборе будущей профессии особенности состояния его здоровья, возможные противопоказания, если такие имеются. При необходимости посоветуйтесь с врачом.
  • Вместе с ребенком посетите мероприятия профориентационной направленности: Дни открытых дверей в учебных заведениях; Ярмарки учебных мест и пр.
  • Дайте старшекласснику возможность и время на самостоятельное обдумывание вопросов, связанных с выбором профессии и принятием решения. Предоставьте ребенку право выбора при любой разумной возможности. 
  • Привлекайте ребенка к посильным делам, создавайте ситуации успеха. Успешность в делах и похвала со стороны родителей повышают самооценку, способствуют формированию самостоятельности, ответственности, целеустремленности.
  •  Признавайте достижения друг друга в кругу семьи.
  • Оказывайте помощь ребенку в выявлении и развитии его способностей, проявляйте искреннюю радость в связи с его успехами, предоставьте ему возможности развивать свои таланты и заниматься тем, что ему интересно.
  • Говорите с ребенком о его будущем, мечтайте вместе. Обязательно обсуждайте, как можно достичь успеха в жизни, профессии, сфере увлечений.
  • Создавайте условия для осуществления самых разных профессиональных проб.
  • Обращайтесь за помощью к специалистам, если вы затрудняетесь при обсуждении вопросов будущего вашего ребенка. Журнал "Кем Быть?".
 Памятка для родителей по выбору профессии

Уважаемые родители!
Выбор профессии - важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно учитывать, в первую очередь, интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.
1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии
2. 0бсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения
4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами.
6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
9. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т.д.

10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!

Комментариев нет:

Отправка комментария