Родителям


СТОИМОСТЬ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ

В 2023/2024 УЧЕБНОМ ГОДУ


Цепочка оплаты школьных учебников через систему ЕРИП 
                                          в      Республике Беларусь

Алгоритм перечисления денег через интернет-банкинг может различаться в зависимости от выбранного банка, однако в целом процедура похожа.
Авторизуемся на сайте банка, введя логин и пароль. Иногда необходимо еще ввести одноразовый пароль для подтверждения безопасности входа.
Переходим в раздел с платежами и открываем ссылку на систему «Расчет» (ЕРИП).
Последовательно выбираем разделы «Образование и развитие» – «Отделы управления образования».
Находим Гродненская область и выбираем управление образования нужного района (Лидский РИК УО).
Переходим на ссылку «Учебники».
Вводим название и номер школы и класса (например, СШ16 5А ).
Указываем сумму к оплате (полная стоимость –18,5 рубля), ФИО ребенка, ФИО и адрес плательщика.
Завершаем оплату и распечатываем чек. Чек предоставляем в школу.

ПОЛОЖЕНИЕ 

 о порядке использования библиотечного фонда учебных изданий и об обеспечении его сохранности в учреждениях общего среднего образования Лидского района


УТВЕРЖДЕНО

заседание методического совета Государственного учреждения «Лидский районный учебно-методический кабинет»

01.11.2021 № 2

 

I. Общие положения

         Настоящее Положение о порядке использования библиотечного фонда учебных изданий и об обеспечении его сохранности в учреждениях общего среднего образования Лидского района (далее - Положение) направлено на обеспечение учета и сохранности библиотечного фонда школьных учебников.

1. Положение разработано на основании Постановления Министерства культуры Республики Беларусь «Аб унясенні змяненняў і дапаўненняў у Інструкцыю па ўліку і захаванасці бібліятэчных фондаў у Рэспубліцы Беларусь» № 14 от 02.10.2001г., а также Постановления Министерства образования Республики Беларусь «Аб устанаўленні формаў улікавых дакументаў, якімі афармляюцца арганізацыя бібліятэчных фондаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі і выкючэнне з іх дакументаў».

2. Комплектование библиотеки учреждения образования осуществляется учебными изданиями (печатными и электронными), которым в установленном порядке присвоен соответствующий гриф, а также энциклопедической и справочной литературой, необходимой для организации образовательного процесса.

3. Библиотечный фонд школьных учебников учитывается и хранится отдельно от основного библиотечного фонда библиотеки учреждения образования в помещениях с соблюдением санитарных норм, температурного режима, освещения.

4. Учет библиотечного фонда школьных учебников отражает поступление учебников в фонд, выбытие из фонда, величину всего фонда учебников и служит основой для обеспечения сохранности фонда учебников и контроля над наличием и движением учебников.

5. Учет библиотечного фонда школьных учебников фиксируется в следующих документах:

книга суммарного учета учебных изданий библиотечного фонда;

журнал регистрации учетных карточек учебных изданий библиотечного фонда;

учетная карточка учебного издания;

журнал выдачи учебных изданий;

журнал регистрации документов, принятых взамен поврежденных или потерянных;

акт о приеме документов из других библиотек;

акт о выявлении испорченных или потерянных документов;

акт об исключении документов.

6. Хранение учебников осуществляется согласно действующим Инструкциям по охране труда и пожарной безопасности.

7. В процессе использования библиотечного фонда необходимо исключить различные виды ущерба:

несвоевременный возврат документов читателями (задолженность);

повреждение документа (загрязнение, перегибы корешка, страниц, уголков переплета, подчеркивания, следы влаги, вырезание отдельных фрагментов текста, некачественный ремонт);

утеря документа.

 

II. Учебный фонд библиотеки учреждения образования

8. К учебному фонду относятся: учебники, учебные пособия, рабочие тетради, прописи, практикумы, сборники задач, хрестоматии, атласы, карты, учебные программы, экзаменационные материалы, брошюры.

9. Документы временного хранения отдельных видов изданий по характеру информации на учет не ставятся: брошюры (кроме детской литературы), учебные программы, экзаменационные материалы, карты.

10. Учет библиотечного фонда учебных изданий способствует его сохранности, правильному формированию и целевому использованию. Все операции по учету проводятся работниками библиотеки, стоимостный учет согласуется с бухгалтером.

 

III. Списание учебных изданий

11. Списание учебных изданий в учреждениях образования осуществляется по согласованию с библиотекарем государственного учреждения «Лидский районный учебно-методический кабинет» на основании акта об исключении документов библиотечного фонда учреждения общего среднего образования:

при окончании сроков использования учебных изданий (на основании Пераліку вучэбных выданняў, якія прыгодныя для выкарыстання ў фондах бібліятэк устаноў агульнай сярэдняй адукацыі, который ежегодно утверждается Министерством образования в соответствии с п.14 Инструкции о порядке подготовки и выпуска учебных изданий и их использования, утвержденной постановлением Министерства образования  Республики Беларусь № 3 от 06.01.2012 г.;

при передаче учебных изданий в иное учреждение образования (на постоянное пользование);

при утере учебных изданий;

при дефектности (издательский брак);

при передаче учащимся 1-х классов.

Отдельный акт составляется по каждой из вышеперечисленных причин.

 

IV. Обязанности участников образовательного процесса

12. Руководство школы:

обеспечивает условия для хранения фонда учебных изданий учреждения образования;

организует работу по созданию и своевременному пополнению библиотечного фонда школьных учебников;

координирует деятельность всех участников образовательного процесса для реализации данного Положения;

направляет деятельность педагогического коллектива по формированию у учащихся бережного отношения к учебникам;

предусматривает меры по совершенствованию этой работы при планировании образовательного процесса на следующий учебный год;

обеспечивает систематический контроль выполнения;

совместно с педагогическим коллективом осуществляет систематический контроль использования учебников в течение всего учебного года.

13. Работники библиотеки:

выполняют пункты данного Положения;

организуют работу с фондом учебных изданий, его формирование, обработку и систематизированное хранение, выдачу и прием учебников;

ведут учет поступившей учебной литературы и списание (по установленной для школьных библиотек форме), обеспечивают правильное хранение и несут материальную ответственность за сохранность библиотечного фонда учебников;

оказывают помощь педагогическому коллективу школы по формированию бережного отношения к учебникам в процессе внеурочной деятельности;

проводят мероприятия с целью воспитания бережного отношения к учебнику;

в целях контроля за сохранностью учебников проводят рейды по классам 1 раз в четверть в соответствии с планом работы библиотеки;

принимают в установленном порядке меры к возмещению ущерба, причиненного по вине учащихся;

осуществляют ежегодный анализ работы по учёту фонда учебных изданий и его сохранности с отчётом на педагогическом совете.

14. Учителя I ступени общего среднего образования, классные руководители 5-11 классов:

выдают учебники учащимся;

осуществляют работу с учащимися и их законными представителями по воспитанию бережного отношения к учебным изданиям;

следят за тем, чтобы после окончания учебного года все учебники были своевременно отремонтированы и подготовлены к сдаче;

несут персональную ответственность за сдачу учебников согласно графику приема и сдачи, утвержденному руководителем учреждения общего среднего образования;

15. Учитель-предметник по соответствующему предмету систематически проверяет состояние учебников и сообщает классному руководителю и законным представителям об отношении учащихся к учебникам.

16. Законные представители учащихся:

создают условия для хранения учебников дома в специально отведенном для них месте, недоступном для маленьких детей и домашних животных, отдаленном от источников огня и влаги;

контролируют процесс работы учащегося с учебной книгой;

оказывают помощь в устранении повреждений учебника (ремонт);

возмещают ущерб в связи с утерей или порчей учебного издания.

17. Органы ученического самоуправления (члены Читательского парламента, актива или совета библиотеки):

участвуют в рейдах по сохранности учебников 1 раз в четверть;

оказывают помощь библиотечным работникам в проведении мероприятий по бережному отношению к учебным изданиям;

проводят консультации для учащихся по мелкому ремонту учебников.

 

V. Требования к использованию и обеспечению сохранности учебников

18. Учащиеся обязаны бережно относиться к учебникам, не допускать их загрязнения и порчи, приводящих к потере информации, ухудшающих удобочитаемость, условия чтения (потеря элементов изображения, пятна, царапины, отсутствие страниц, склеивание страниц, повреждение текста или иллюстраций при раскрытии, деформация, потрепанность блока или переплета). Запрещается делать в учебнике пометки карандашом, ручкой, а также использовать корректор.

19. В течение срока пользования учебник должен быть обернут в прочную обложку, защищающую учебник от повреждений и загрязнений. Запрещается использовать самоклеящуюся плёнку-обложку (учебник не может быть оклеен).

20. Рекомендуется сделать закладку из тонкой бумаги или ткани, но не вклеивать ее в учебник. Запрещается вкладывать в учебник посторонние предметы: тетради, авторучки, карандаши, ластики, линейки.

21. При получении учебника учащийся должен внимательно его осмотреть, по возможности устранить мелкие недочеты. Если учебник не подлежит ремонту, обратиться в библиотеку в течение первых двух недель сентября для замены учебника или отметке о недочетах. В конце учебного года претензии о недочетах не принимаются, а вина возлагается на учащегося.

22. Учащийся при получении и после осмотра учебника должен ручкой заполнить его паспорт. В конце учебного года претензии при потере неподписанного учебника не принимаются.

23. Ремонт учебника производится только клеем ПВА. Бумага для ремонта страниц без текста должна быть нелинованной, белой, тонкой; для разорванных страниц с текстом использовать тонкую, полупрозрачную бумагу, для ремонта переплета – цветную бумагу в тон. Запрещается для ремонта использовать ламинированную пленку, в том числе, скотч, изоленту, малярный скотч, лейкопластырь.

24. Данные критерии требований к сохранности фонда школьных учебников едины ко всем участникам образовательного процесса.

25. При сдаче учебников учитывается год издания:

1 год использования – учебник должен быть сдан в идеальном состоянии;

2-3 года использования – в хорошем состоянии;

4 года и более – в удовлетворительном состоянии.

26. При сдаче в библиотеку учебники принимаются только от классного руководителя.

27. Учебные издания, возвращенные для повторного ремонта, принимаются разово и в полном объеме от классных руководителей в дополнительный день графика сдачи и приема учебников.

28. В случае утери или порчи учебного издания законные представители учащихся или сами учащиеся обязаны заменить его признанным библиотекарем равнозначным видом учебного издания (не старше двух лет со времени издания) либо изданием энциклопедической, справочной или художественной литературы (не более трёх лет со времени издания).

29. При переходе в другое учреждение образования учащиеся возвращают учебную литературу в библиотеку, а в новом учреждении образования при зачислении обеспечивается выдача учебников в соответствии с классом обучения.

30. Выдача учебников учащимся производится после сдачи всего комплекта учебников за предыдущий учебный год.

31. Учащиеся, поступающие в учреждения среднего специального, профессионально-технического, высшего образования, на время подготовки и сдачи вступительных экзаменов могут воспользоваться учебниками, выданными на формуляр классного руководителя с его согласия.

 

 Стоимость учебных изданий в 2021/2022 учебном году


Для 1-11 классов стоимость единая - 14,50 BYN.
Льготная стоимость (для многодетных семей) - 7,25 BYN.
В постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 июня 2011 г. № 839 «О размере и порядке взимания платы за пользование учебниками и (или) учебными пособиями и порядке предоставления их в бесплатное пользование» внесены изменения. Это закреплено постановлением Правительства от 28 августа 2018 г. № 621. Так установлена плата за пользование комплектом учебников по программе общего среднего образования – 0,5 базовой величины.
30 декабря 2020 г. принято постановление Совета Министров Республики Беларусь № 783, которым с 1 января 2021 г. установлен размер базовой величины. В соответствии с документом размер базовой величины составит 29 рублей.
Информация о льготах по оплате за учебники
Школьникам из социально незащищенных семей учебники выдадут бесплатно.
На эту льготу могут рассчитывать ученики с особенностями психофизического развития, дети-инвалиды, сироты, а также обучающиеся из семей, которые получают пособия на детей старше трех лет.
Под государственными пособиями на детей старше трех лет понимается пособие на детей старше трех лет из отдельных категорий семей, которые указаны в статье 14 Закона Республики Беларусь от 29.12.2012 «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей».
Так, право на пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей имеют мать (мачеха) или отец (отчим), усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) при воспитании ими ребенка, не находящегося на государственном обеспечении, если в семье:
- воспитывается ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет;
- воспитывается ребенок в возрасте до 18 лет, инфицированный вирусом иммунодефицита человека;
- отец (отчим) или усыновитель (удочеритель) являются военнослужащими, проходящими срочную военную службу;
- оба родителя (мать (мачеха), отец (отчим)) в полной семье либо единственный родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель) являются инвалидами I или II группы, а также если один из родителей в полной семье является инвалидом I группы, а второй осуществляет уход за ним и получает пособие, предусмотренное законодательством. Таким образом, семьям, получающим пособия на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет, НЕ ПРЕДОСТАВЛЕНО право на бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями.
Необходимые документы для бесплатного пользования учебными изданиями:
- удостоверение инвалида для семей, в которых один или оба родителя инвалиды I или II группы, или ребёнок-инвалид;
- справка о получении пособия на детей старше 3-х лет из отдельных категорий семей, установленного в статье 14 Закона Республики Беларусь от 29.12.2012 «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей»;
- единый билет для детей-сирот или справка о том, что ребёнок находится под опекой;
- заявление на имя директора.

Многодетные семьи

Оплата в размере 50% от стоимости.
Документы для многодетной семьи для льготной стоимости комплекта учебников:
1. Копия удостоверения многодетной семьи, в которых воспитываются трое и более детей в возрасте до 18 лет.
2. Заявление на имя директора.
Оплата за пользование учебниками производится до 1 октября.




УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

                  ОГРОМНАЯ ПРОСЬБА ОБРАТИТЬ ВАШЕ ВНИМАНИЕ НА СОХРАННОСТЬ УЧЕБНИКОВ ВАШИХ ДЕТЕЙ! 
                 ПРОСЛЕДИТЕ, КАК пользуются учебником дома, в каком  СОСТОЯНИИ ВОЗВРАЩАЮТ ИХ В ШКОЛЬНУЮ БИБЛИОТЕКУ. 
                  ЧЕМ ДОЛЬШЕ МЫ С ВАМИ ВМЕСТЕ СОХРАНИМ ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ, ТЕМ МЕНЬШЕ ВАМ ПРИДЕТСЯ ТРАТИТЬ СВОЙ БЮДЖЕТ, ПОКУПАЯ УЧЕБНИКИ ВЗАМЕН ИСПОРЧЕННЫХ!


Меры по сохранности фонда учебников

Во избежание потерь и порчи учебников, каждый учебник должен быть аккуратно подписан ручкой! На каждом учебнике должна быть обложка!
Ответственность за комплектование, учет, сохранность и обмен несет школьный библиотекарь.
Учет и сохранность в каждом классе проводит классный руководитель совместно с библиотекарем.
Ответственность за сохранность учебников каждого ученика несут сами учащиеся, а также их родители.
В течение срока пользования учебник должен иметь прочную обложку, защищающую учебник от повреждений и загрязнений.
Запрещается оклеивать учебники ламинированной пленкой во избежание повреждения обложки и форзаца.
Запрещается делать в учебнике пометки карандашом, ручкой и т.д.
Запрещается вкладывать в учебник посторонние предметы: авторучки, линейки, тетради, вырывать и загибать страницы.
Дома рекомендуется хранить учебники в отведенном для них месте, недоступном для маленьких детей и домашних животных, отдаленном от источников огня и влажности.
При получении учебника в библиотеке необходимо внимательно его осмотреть, по возможности устранить недочеты. Если учебник не подлежит ремонту- обратиться в библиотеку для замены учебника, или отметке о недостатках. В конце учебного года претензии о недочетах не принимаются, а вина возлагается на учащегося.
Ремонт производить только клеем ПВА. Бумага должна быть белой, тонкой для ремонта страниц. Для ремонта обложки использовать цветную бумагу в тон. Учебник, отремонтированный некачественно, возвращается для повторного ремонта.
Родители и учащиеся должны сохранить в течение года все учебники целыми, без разрушения сшивки книги, с наличием всех страниц без записей и пометок.
В случае порчи учебника, родители обязаны заменить непригодный для пользования учебник- новым, равнозначным.


З анталогіі беларускай народнай педагогікі

Фарміраванне асобы
Як чалавек, то новая песня.
У каго якая натура.
Адной маткі ні аднае дзеткі.
Нораў - не клетка, не пераставіш.
Адно дзіця баіцца ківа, а другое кія.
Чалавек невучоны, што тапор нетачоны.
На добрай зямлі дзіця пасадзі, і тое вырасце.
Нягоднік не родзіцца, а робіцца.
Што ў дзяцінстве выхаваеш, на тое ў старасці абапрэшся.
                                                          Роля выхавальніка
Разумны навучыць, а дурань намучыць.
З разумным пагавары - розуму набярэшся, а з дурнем - свой страціш.
Які бацька, такія дзеткі.
Якая матка, такое й дзіцятка.
Добрага бацькі - добрыя дзеці, ліхога - ліхія.
Па гнязду відаць, якая птушка.
Няма чаго дзіваваці, такая была і маці.
                                                          Сямейнае выхаванне
Як добрае семя, дык і добрае племя.
Які род, такі плод.
Хто дзяцей мае, няхай навучае.
Умей дзіця радзіць, умей і вывучыць.
Да пяці год пястуй дзіця, як яечка, з сямі - пасі, як авечку - тады выйдзе на чалавечка.
Хто дзяцей ад працы шкадуе, той сабе вяроўку гатуе.
Хто толькі сам сябе любіць, таго ніхто не любіць.
Малому не патурай, а што трэба дай.
Лепш даглядзі, а за руку не вадзі.
Добрае на людзі ідзе з добрай сямьі.
Не навучыў бацька, не навучыць і дзядзька.
Без роднай мамачкі заклююць галачкі.

Роль семьи в подготовке ребенка к выбору профессии
Каждый ребенок уникален: у него есть особенные таланты, увлечения, желания и возможности. Одни довольно рано     решают, что хотят лечить людей, поэтому целенаправленно движутся к мечте: углубленно изучают химию и биологию. Другие же дети могут всю сознательную жизнь увлекаться физикой, а потом выбрать гуманитарную специальность. Третьи уже с дипломом на руках осознают, что хотят           заниматься совершенно другим. Родители должны понимать, что профессиональное самоопределение может пойти по незапланированному сценарию. Стоит ли им вмешиваться, навязывая свои желания, или лучше полностью доверить выбор ребенку? Выбирая профессию, подросток еще не готов в полной мере осознать все стороны будущей жизни и нуждается в поддержке со стороны взрослых, прежде всего – родителей. Нередко в семье возникают конфликтные ситуации, связанные, в частности, с выбором профессии и дальнейшего пути получения образования. Причинами могут выступать неадекватная позиция родителей в            профессиональном самоопределении ребенка или затруднения в оценке его преобладающих интересов и способностей.
Условно родителей можно разделить на 4 группы:
1. Активно участвующие в вопросах выбора профессии для своих детей. Такие родители дают квалифицированные советы, разумно и обоснованно пытаются помочь выбрать профессию с учетом их интересов, склонностей и способностей.
2. Пассивно относящиеся к этому вопросу. Такие родители предоставляют своим детям полную свободу выбора профессии.
3. Родители, которые беседуют с детьми о путях выбора профессии, интересуются их предпочтениями и намерениями; предоставляют своим детям самим решать свою судьбу.
4. Навязывающие свою волю детям. Такие родители настаивают на верности собственной точки зрения касательно выбора профессии своих детей.
Полярные установки «Пусть сам решает!» или «Что он без меня решит?» редко оказываются продуктивными и, в конечном счете, могут привести к отчуждению между родителями и ребенком. Важно оценить способность ребенка быть ответственным и самостоятельным: что он уже может, а чему еще только учится. Для этого предпочтительны позиции 3 и 1, указанные выше. Помогая подростку выбрать профессию, родители не только обсуждают с ним преимущества и недостатки отдельных профессий и возможности получения образования по этим профессиям, но и неизбежно становятся детскими психологами: необходимо раскрыть потребности, мотивы и способности ребенка, оценить соотношение между одним и другим вариантом. Безусловно, какова будет жизненная позиция ребенка при выборе будущей профессии, зависит от родителей. Если в воспитании фигурировали такие постулаты, как стремление приобрести через профессию привилегированное положение, желание поставить только себя в центре внимания, используя усилия других для собственной карьеры, то в итоге общество получит карьериста, который будет очень часто попадать в конфликтную ситуацию, оказываясь в положении «непонятого», «непризнанного», «неоцененного». И наоборот, если детям прививались интерес к         созидатель ной деятельности, трудолюбие, уважительное отношение к трудовым усилиям людей, стремление честно трудиться на благо общего дела, то можно быть уверенным в том, что ребенок найдет правильную дорогу в жизни. Родители должны быть осведомлены, что именно чаще всего подталкивает детей к тому или иному выбору профессии. Часто профессиональные намерения ребенка  базируются исключительно на достоинствах будущей профессии, а объективно существующие «минусы» профессии не учитываются (или просто неизвестны). Чтобы выбор был по-настоящему реалистичным и не принес разочарований, необходимо заранее иметь представление о теневых сторонах профессии. Это могут быть, например:
• сложности с трудоустройством;
• длительное время профессиональной подготовки;
• трудности в согласовании профессиональных и личных планов;
• профессиональные риски для здоровья и т. п.
Такая разносторонняя информация о профессии позволит быть готовым к ее недостаткам и позволит либо искать пути компенсации, минимизации существующих трудностей, либо примириться с неизбежными недостатками профессии (потому что ее достоинства все же         весомее!), либо скорректировать планы. Многие учащиеся озабочены поиском профессий,        владение которыми гарантирует высокий заработок, поиском своеобразного «автопилота», якобы нацеленного только на достижение материального достатка. Однако заработная плата – это характеристика не профессии, а рабочего места, должности. Высокий заработок гарантируется, прежде всего, высоким спросом на профессию и низким уровнем ее предложения на рынке труда, затем – квалификацией и должностью на конкретном рабочем месте. При этом оплата по одной и той же профессии и должности может существенно отличаться в зависимости от отрасли, региона, размера и формы собственности предприятия и каких-либо других факторов. Именно по- этому такой критерий уместен при поиске работы, но не при выборе профессии.
        Весьма распространен у ребят и подход к выбору профессии с точки зрения ее престижности в обществе. Бытуют мнения, что престижная профессия тоже является своеобразным «ракетоносителем» для вывода человека на орбиту жизненного успеха, приобретения высоко- го социального статуса, привлечения внимания к своей персоне. То есть сам факт получения престижной профессии – некая гарантия успешной карьеры. Внимание обращается, прежде всего, на внешнюю сторону профессии: ее модность и популярность, причем в глазах даже не общества в целом, а зачастую лишь определенного круга лиц, например, компании сверстников.
    Заметим, что мотив выбора не может быть верным или неверным: амбициозные запросы, подкрепленные волей, способностями, трудолюбием, здоровьем, могут быть вполне осуществимы. Но нередко выбор профессии с точки зрения ее престижности идет рука об руку с выбором профессии «за компанию» с друзьями (чтобы не выглядеть хуже других), тогда как сама по себе будущая          профессия представляется слабо и не вызывает активного интереса. В результате у ребенка появляются взаимоисключающие цели и внутренний конфликт мотивов.
       Другой вариант выбора «за компанию» встречается, когда нет желания разобраться в своих особенностях: интересах, склонностях, способностях и возможностях их реализовать в профессиональной деятельности. При этом профессиональное самоопределение воспринимается как некая досадная необходимость, с которой надо быстрее расквитаться и продолжить приятное                     времяпрепровождение с друзьями. В таком случае выбор «за компанию» – лучший вариант. Такое решение может быть обусловлено тем, что ребенок боится самостоятельности, ответственности, привык быть ведомым в своей компании, занимать там привычное место.
      В любом случае, маме и папе важно верить в ребенка, поддерживать и уважать его выбор и руководствоваться нашими полезными советами.
• Уважайте мнение ребенка. Давайте себе отчет в том, что ребенок имеет полное право на свой выбор.
• Осознайте, что ребенок получает право голоса в семье не в 18 лет, а намного раньше. Уже с 14 лет его можно считать вполне сформировавшейся личностью. Он имеет свои убеждения, определенные черты характера и, конечно, мечты, которые касаются его будущего.
• Донесите до ребенка, что независимо от его решения вы будете его поддерживать.
• С интересом выслушивайте все, о чем рассказывает вам ваш ребенок. Если что-то для него важно, если он делится с вами своим мнением или просит совета, вы обязательно должны уделить этому внимание.
• Вся родительская профориентационная поддержка должна происходить в форме диалога, партнерского обсуждения.
• Расспрашивайте у сына или дочери о причинах его выбора. При этом не давите на ребенка, не пытайтесь его переубедить.
• Разговаривая с ребенком, избегайте наставительного тона! Часто именно интонация, а не содержание ваших высказываний вызывает сопротивление и неприятие.
• Представления и высказывания ребенка в каких-то аспектах могут быть наивными, нереалистичными. Это естественно и почти неизбежно, поэтому проявите понимание и воздержитесь от жесткой критики и тем более иронии, высмеивания, раздражения.
• Не ждите, чтобы ребенок немедленно согласился с вами, признал свою неправоту, будучи «раздавлен» неотразимостью вашей логики и богатством жизненного опыта. Не повторяйте одни и те же доводы снова и снова: это будет походить на нравоучение, вызывая только раздражение. Если ваши высказывания действительно убедительны и как-то соотносятся с личным опытом ребенка, то они постепенно «прорастут» и окажут свое действие.
• Подробно рассказывайте, как вы видите и понимаете ту или иную ситуацию. Поясняйте, что вызывает у вас сомнения; ищите вместе другие варианты и подходы к решению вопроса, обращаясь при этом к пусть небольшому, но собственному опыту молодого человека.
• Периодически создавайте ситуации, в которых ребенок будет практиковаться в принятии самостоятельных решений.
• Воспитывайте трудолюбие. Не беда, если молодой человек сразу не может выбрать себе профессию. Но если ему с детства привито трудолюбие, целеустремленность и настойчивость, стремление быть полезным людям, то он наверняка придет к своей цели, какие бы трудности и неожиданности не встретились на его пути.
• Будьте рядом с ребенком в момент принятия любых решений, особенно тех, которые касаются его будущей профессии.
• Помогите ребенку наметить план своей карьеры. Например, обсудите, чего он хочет добиться в жизни, что необходимо для осуществления его желаний и какие профессии позволят ему этого достичь; какое образование и где можно получить для овладения данными профессиями; что надо предпринимать уже сейчас для поступления и успешного обучения в том или ином учебном заведении; что может помешать и как уменьшить риск неудачи.
• Желательно выяснить, какие потребности определяют поведение ребенка в процессе профессионального самоопределения, чем он руководствуется, какие стороны профессии его привлекают. Это может быть престижность, возможность сделать карьеру, желание добиться успеха и даже славы, иметь высокие заработки, стремление быть похожим на кого-то из знакомых.
Тест для родителей
«Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии»
Ниже приведен ряд суждений. Анализ своего отношения к ним поможет оценить ваше участие в профессиональной ориентации вашего ребенка. Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если вы считаете, что оно соответствует вашим взглядам, то ответьте «да»; если не соответствует, то «нет».
1. Я часто рассказываю дома о своей профессии, успехах и трудностях на работе.
2. Мы с ребенком часто обсуждаем прочитанные им книги, бываем в музеях, на выставках.
3. Я не знаю, имеет ли какое-нибудь общественное поручение мой сын (дочь).
4. Мой ребенок хорошо знает, где и кем я работаю.
5. У меня нет свободного времени, чтобы обсуждать со своим ребенком его интересы и увлечения.
6. Я никогда бы не выступил(а) с рассказом о своей профессии и работе перед классом, в котором учится мой сын (дочь).
7. Я думаю, что кем бы ни стал в будущем мой ребенок, общетрудовые навыки, полученные им в школе и дома, пригодятся в жизни.
 8. И мне, и моему ребенку приносит большую радость совместное выполнение трудовых обязанностей дома.
9. Моя работа не настолько интересна по содержанию, чтобы я рассказывал(а) о ней своему ребенку.
 10. Если в школе будет организован летний лагерь труда и отдыха, мой ребенок обязательно туда поедет.
11. Я стараюсь, чтобы сын (дочь) имел(а) дома постоянное поручение (мытье посуды, покупка продуктов и т.п.).
12. Я не хочу советовать своему ребенку, чем заниматься в жизни, потому что он должен решить этот вопрос самостоятельно.
13. Мне кажется, что заставлять сына (дочь) участвовать в работе по дому не нужно, он(а) еще успеет в жизни наработаться.
14. Я знаю, какие учебные предметы больше всего нравятся моему ребенку, а какие – нет.
15. Я считаю, что можно наказывать трудом за проступки и поощрять деньгами за хорошо выполненное поручение.
16. Я думаю, что участие в общественных делах поможет моему ребенку проявить свои способности.
  Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл.
Ключ:
Ответ Номера суждений «Да» 1, 2, 4, 7, 8, 10, 11, 14, 16 «Нет» 3, 5, 6. 8, 12, 13, 15
Суммируйте полученные баллы и прочитайте, что значит результат, который у вас получился.
12-16 баллов. Можно сделать вывод, что вы стремитесь активно научить ребенка полезным трудовым умениям и навыкам, помогаете проявить свои интересы, склонно- сти, способности, расширяете его кругозор.
8-11 баллов. Вы понимаете важность семейного воспитания в подготовке школьников к труду, однако у вас есть резервы для более активного участия в трудовом воспитании своего ребенка.
4-7 баллов. Такой результат говорит о том, что вы уделяете недостаточное количество внимания трудовому воспитанию сына (дочери) и подготовке его к будущей профессии. Следует помнить, что вашего ребенка ждет впереди нелегкая учеба, а в дальнейшем – работа, и надо уже сейчас учить его преодолевать трудности, заинтересовать предстоящим трудом.
0-3 балла. У вас либо мало свободного времени, либо вы не уверены, что сможете чем-то помочь своему ребенку, и в связи с этим несерьезно относитесь к воспитанию в семье. Однако ребенок нуждается в вашем участии и внимании. В будущем он может столкнуться с серьезными затруднениями в профессиональном обучении и трудовой деятельности. Поддержите своего ребенка в учебе, общественной работе, домашних делах.

Екатерина ДАВИДОВСКАЯ, психолог



Подросток выбирает профессию

Уважаемые мамы и папы, вы не заметили, как выросли ваши дети? Теперь они старшеклассники, которые уже стоят на пороге окончания школы, и ближайший учебный год закончится для них выпускными экзаменами. Остаются считанные месяцы, чтобы принять одно из важнейших в своей жизни решений, – выбрать профессию и учебное заведение.

Выбор профессии – ответственный и трудный момент в жизни подростка. Сейчас ваш ребенок особенно нуждается в вашем внимании, помощи и поддержке.

Процесс самоопределения зависит от процесса воспитания в семье. Рассмотрим несколько вариантов процесса воспитания и его последствий, негативно сказывающихся на выборе профессии в подростковом возрасте.

Ситуация 1
Родители излишне опекают, балуют ребенка, удовлетворяя любые его потребности, постоянно идут у него на поводу. Такой тип воспитания психологи называют потворствующей гиперпротекцией. Здесь дело не столько в постоянном контроле, сколько в чрезмерном покровительстве, в стремлении освободить любимое чадо от малейших трудностей, от скучных и неприятных обязанностей. Это дополняется непрестанным восхищением мнимыми талантами и преувеличением действительных способностей. С детства ребенок растет в атмосфере восторгов, похвал и безудержного обожания. Это культивирует эгоцентрическое желание всегда быть в центре внимания окружающих, а все желаемое получать с легкостью, без особого труда.

Ребенок в такой семье растет инфантильным, капризным и зависимым. Потворствующая гиперпротекция мешает выработке навыков систематического труда, упорства в достижении цели, умения постоять за себя и за свои интересы, осуществить лидерские функции, подчинить себе, руководить другими.

Поэтому к моменту, когда необходимо выбирать профессию, ребенок обычно не готов принимать ответственные и взвешенные решения. Родители ожидают от своего чада успешной учебы и профессиональной карьеры, а подросток не прилагает каких-либо усилий для достижения цели. Он, как правило, не знает своих реальных способностей и возможностей, ведь все и всегда за него делали родители.


Ситуация 2

Родители чрезмерно опекают ребенка, осуществляют мелочный контроль за каждым шагом, что вырастает в целую систему постоянных запретов и неусыпного бдительного наблюдения за подростком. В данном случае речь идет о доминирующей гиперпротекции. Как правило, на поведение ребенка в такой семье накладывается необоснованно много ограничений и запретов. Все решения за ребенка принимают родители. Гиперпротекция не дает возможности учиться с ранних лет на собственном опыте, разумно пользоваться свободой, не приучает к самостоятельности. Мало того, она подавляет чувство ответственности и долга, ибо если за подростка все решают и все ему указывают, то он приходит к убеждению, что сам он может ни за что не отвечать.

В зависимости от врожденного темперамента ребенок в таких условиях формируется либо как полностью пассивный, либо как бунтующий нигилист, который на все предложения говорит «нет». И в том и в другом случае старшеклассник будет плохо понимать свои реальные интересы и возможности, он не сможет самостоятельно сделать выбор.

В ситуации профессионального самоопределения сознательно или неосознанно он будет ждать, когда родители, как всегда, сделают выбор за него, а дальше, скорее всего, пассивный ребенок согласится с мнением родителей, а бунтарь выберет что-то противоположное тому, что от него ожидается.

Ситуация 3
Родители строят большие планы на будущее своего ребенка, питают большие надежды в отношении его успехов, способностей и талантов, предъявляя к своему чаду неразумно высокие требования. Они лелеют мысль о том, что их потомок воплотит в жизнь их собственные несбывшиеся мечты. Подросток чувствует, что от него ждут очень многого. Этот тип нарушения процесса воспитания в психологии называют«повышенная моральная ответственность».

Ребенок в такой семье начинает и сам предъявлять очень высокие требования к себе, а поскольку они часто расходятся с его реальными возрастными возможностями, это приводит к невротизации. Такой ребенок очень болезненно переживает любые неудачи, боится сделать даже незначительную ошибку. Он прикладывает большие усилия для того, чтобы соответствовать ожиданиям семьи, часто не успевая восстанавливать силы, что может отражаться на его здоровье.

К ситуации выбора профессии такой старшеклассник подойдет очень ответственно, но ему может помешать неуверенность в себе. Возможно, он будет испытывать трудности в осознании своих собственных интересов и желаний в отличие от желаний его родителей. Выбор вариантов, которые соответствуют его возможностям, также может представлять для него серьезную проблему. Для такого подростка есть опасность сбоев и срывов в процессе подготовки и сдачи экзаменов, а также при дальнейшем обучении.


Ситуация 4
Ребенок, испытывающий «эмоциональное отвержение» в своей семье, не получает достаточного внимания, помощи от своих родителей, но легко получает от них наказание за любую незначительную провинность. При этом виде воспитания подросток постоянно ощущает, что им тяготятся, что он – обуза в жизни родителей, что без него им было бы лучше, свободнее. Ситуация усугубляется, когда есть рядом кто-то другой – брат или сестра, особенно сводные, отчим или мачеха, кто гораздо дороже и любимее.

Мать или отец сами себе не признаются в том, что тяготятся сыном или дочерью, гонят от себя подобную мысль. Силами разума и воли родители подавляют в себе эмоциональное отвержение к детям как недостойное и обычно даже обнаруживают гиперкомпенсацию в виде подчеркнутой заботы, утрированного внимания. Однако ребенок, и особенно подросток, чувствует искусственную вымученность таких забот и внимания, ощущает недостаток искреннего эмоционального тепла.

Бывает, что к моменту профессионального выбора родители всерьез обеспокоены будущим своего ребенка и готовы ему помогать, но, к сожалению, контакт с ним к этому времени уже потерян.

Всегда самостоятельно пытаясь преодолевать все трудности, ребенок из такой семьи и при выборе профессии остается со своими проблемами один на один. В момент завершения школьного обучения он, скорее всего, испытает сильную тревогу, поскольку опереться ему не на кого, он не ждет от своей семьи ни помощи, ни поддержки. Недостаток опыта, информации, знаний и неуверенность в себе будут серьезными препятствиями для его успешного профессионального выбора.


Ситуация 5

Противоречивое воспитание. Члены семьи применяют несовместимые воспитательные подходы и предъявляют к подростку порой противоречивые требования. При этом они конкурируют, а то и открыто конфликтуют друг с другом. Например, могут сочетаться доминирующая гиперпротекция со стороны отца и потворствующая со стороны матери, эмоциональное отвержение со стороны родителей и потворствующая гиперпротекция со стороны бабушки. Подобные ситуации оказываются особенно пагубными для подростка, создавая больший риск для удара по слабым сторонам его характера.

Сочетание различных стилей в одной семье, не совместимых между собой и не адекватных друг другу, проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи.

Результатом такого воспитания может быть высокая тревожность, неуверенность, низкая неустойчивая самооценка ребенка. Противоречивость воспитания способствует развитию внутреннего конфликта у детей. Это порождает непоследовательность поведения, лживость, неуверенность.

Как правило, ребенок из такой семьи не способен самостоятельно принять решение, связанное с выбором профессии. Он постоянно колеблется, часто меняет мнение.


Ситуация 6
Воспитание в гармоничной семье было и остается лучшим для становления личности, особенно в младшем и среднем подростковом возрасте. Родители любят ребенка, проникаются его интересами, стараются относиться к нему ровно и справедливо. Они заботятся о проявлении инициативы ребенком, если ребенок находится в сложной безвыходной ситуации – помогают. Родители – эмоционально устойчивы, спокойны, рассудительны. Стиль управления в семье – демократический. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети хорошо понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства, адекватной самооценкой. Голос ребенка учитывается при решении ряда определенных проблем, в том числе и в вопросах профессионального самоопределения.

Можно смело сказать, что гармоничная семья будет способствовать адекватному профессиональному самоопределению подростка в соответствии с его желаниями, интересами и способностями.

Что можно сделать для оказания помощи детям в их самоопределении?

Процесс самоопределения предполагает именно сопровождение самостоятельных действий ребенка по выбору направлений собственной самореализации и способов ее осуществления. Задача родителей – дать возможность узнать, попробовать, а также обсудить, подсказать, поддержать, указать на опасности и риски, помочь найти пути достижения желаемых результатов.

И самое главное – помочь построить и сохранить позитивную самооценку, стремление к самореализации, поддержать стремление к самостоятельности и ответственности за собственные жизненные выборы.
  • Расскажите своему ребенку, как вы сами выбирали профессию, с какими трудностями при этом сталкивались и как их преодолевали.
Если ваш ребенок мало знает о вашей работе, постарайтесь показать ему ваше рабочее место и расскажите о ваших профессиональных обязанностях, а также помогите познакомиться с профессиями родственников и друзей. 
  • Поговорите с ребенком о том, какие предметы ему нравятся в школе, и чем ему интересно заниматься в свободное время.
  • Помогите ребенку с временным трудоустройством. Собственный опыт ребенка в любой продуктивной деятельности будет очень полезен при выборе профессии. Временным трудоустройством школьников с 14 лет занимаются районные центры занятости населения.
  • Посоветуйте ребенку подходящие, на ваш взгляд, профессии или сферы деятельности, но не настаивайте на выборе только из этих вариантов.
  • Помогите ребенку познакомиться с представителями тех профессий, которые ему интересны. 
  • Вспомните вместе с ребенком о его успехах и достижениях, расскажите ему о его способностях и достоинствах.
  • Приобретите справочник профессиональных учебных заведений и обсудите вместе со старшеклассником заинтересовавшие его варианты обучения.
  • Соберите всю необходимую информацию об этих учебных заведениях.
  • Помогите ребенку учесть при выборе будущей профессии особенности состояния его здоровья, возможные противопоказания, если такие имеются. При необходимости посоветуйтесь с врачом.
  • Вместе с ребенком посетите мероприятия профориентационной направленности: Дни открытых дверей в учебных заведениях; Ярмарки учебных мест и пр.
  • Дайте старшекласснику возможность и время на самостоятельное обдумывание вопросов, связанных с выбором профессии и принятием решения. Предоставьте ребенку право выбора при любой разумной возможности. 
  • Привлекайте ребенка к посильным делам, создавайте ситуации успеха. Успешность в делах и похвала со стороны родителей повышают самооценку, способствуют формированию самостоятельности, ответственности, целеустремленности.
  •  Признавайте достижения друг друга в кругу семьи.
  • Оказывайте помощь ребенку в выявлении и развитии его способностей, проявляйте искреннюю радость в связи с его успехами, предоставьте ему возможности развивать свои таланты и заниматься тем, что ему интересно.
  • Говорите с ребенком о его будущем, мечтайте вместе. Обязательно обсуждайте, как можно достичь успеха в жизни, профессии, сфере увлечений.
  • Создавайте условия для осуществления самых разных профессиональных проб.
  • Обращайтесь за помощью к специалистам, если вы затрудняетесь при обсуждении вопросов будущего вашего ребенка. Журнал "Кем Быть?".
 Памятка для родителей по выбору профессии

Уважаемые родители!
Выбор профессии - важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно учитывать, в первую очередь, интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.
1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии
2. 0бсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения
4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами.
6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
9. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т.д.

10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!

Комментариев нет:

Отправить комментарий