Педагогам биологии



БИОЛОГИЯ



П А М Я Т К А по стимулирующему оцениванию знаний учащихся

Нельзя выставлять отрицательную оценку:

  • по всем предметам всю первую четверть в 5-ых классах;
  • всю первую четверть во всех классах в начале изучения нового предмета;
  • всю первую четверть учащимся класса, в котором впервые начал работать учитель;
  • в первые две недели месяца начала учебного года во всех классах по всем предметам;
  • на первых двух уроках после каникул во всех классах по всем предметам;
  • в первый день после выходных и праздников во всех классах и по всем предметам;
  • на следующий урок после отсутствия учащегося в классе;
  • во время кратковременной замены основного учителя другим учителем;
  • если у учащегося стоит «незакрытая» неудовлетворительная оценка по данному предмету;
  • при организации, проведении и проверке самостоятельных работ во всех классах и по всем предметам.

качественный анализ «+»
  • ·         мы готовы помочь ученикам, которые долго не успевают по предмету, признавая за ними право на улучшение результата;
  • ·         мы осознаём необходимость показать динамику учебных достижений ученика в сравнении с ним самим «вчерашним»;
  • ·         мы готовы похвалить учеников во время работы, поддержать их во время ответа;
  • ·         мы не всегда сразу поставим «неуд.» за невыученный урок, скорее всего, попробуем войти в положение ученика, дать ему шанс реабилитироваться на следующем уроке.
качественный анализ «-»
  • ·         всё равно иногда позволяем себе сравнить учеников по успеваемости, добиваясь таким сомнительным способом воспитательного эффекта;
  • ·         не используем стимулирующую функцию 10-балльной системы оценивания, придерживаясь мнения, что отметка должна быть заработана;
  • ·         не всегда готовы учесть нестандартные способы решения, а ведь это развитие творческих способностей учеников, так можно совсем отбить охоту мыслить нестандартно;
  • ·         не находим времени поговорить сученикам об их успеваемости индивидуально, забывая, что перед нами не просто объекты учебно-педагогического действия, а живые люди, со своими переживаниями и проблемами;
  • ·         почему-то не все согласились с тем, что комментарий отметок обязателен.
 Говоря об оценках и отметках, не следует упускать из виду их связь с уроками в целом:
  • Оценки и отметки могут существенно способствовать делу повышения успеваемости, но не совершают «чудес». Если есть недостатки при определении целей и содержания урока, его дидактико-методической организации, то даже самая изощренная методика оценки знаний не поможет повысить успеваемость учащихся.
  • — Оценки и отметки — важное средство воспитания. Однако если взаимоотношения между учителем и учащимися не на должном уровне, если учитель не обладает авторитетом, учащиеся сомневаются в его справедливости, то оценки и отметки утрачивают свое воспитательное воздействие.
  • — Оценки и отметки — важный метод стимулирования активности учащихся, однако не единственный и далеко не в каждом случае самый подходящий.
  • Фактом является то, что нет единого мерила установления знаний учащихся. В то время как в математике выявление знаний во многих случаях приближается к «замеру», в случаях с сочинением, рассказом стихотворений и т.д. возрастает степень » оценочной прикидки». Простое воспроизведение знаний и использование навыков можно при нормальных условиях работы учителя проследить с большей объективностью, чем степень выражения творческих способностей. Оценка знаний будет только в том случае педагогически правильной, если она стимулирует а не тормозит развитие школьников.
Выставление оценок по предметам способствует развитию ученика:
  • если он понял, что от него требуют;
  • если он не сомневается в справедливости спрашиваемых знаний и необходимости требуемых умений;
  • если он убежден, что может постигнуть требуемое, что полученная отметка зависит только от него самого и степени его усердия.
Если эти условия выполнены, то ставить отметку можно.
Для повышения качества знаний полезно использовать правило: 
проверяй все, что задаешь, оценивай достаточно полно, ставь отметку только за существенное.


ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ 
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

1. Проверка знаний должна вестись в соответствии с программой, ее рубрикой «Требования к знаниям и умением учащихся». Программа определяет максимум и минимум знаний. В ней указаны объекты проверки, тот учебный материал, который должен быть усвоен школьниками.
2. Алгоритм организации проверки — Учитель отбирает материал для проверки в соответствии с программой, разрабатывает систему вопросов и заданий, подбирает необходимые пособия и средства обучения, заблаговременно планирует, знания и умения каких учащихся будут проверены, определяет методы и формы проверки.
3. Объективная и систематическая оценка стимулирует работу учащихся, развитие их познавательных интересов, содействует регулярному выполнению работ.
4. При учете знаний любой труд школьника должен быть оценен.
Проверку знаний необходимо проводить постоянно, по всем темам программы, охватывая при этом значительное число учащихся или весь класс в целом.
5. Оценки выставляются за:
  • устные ответы при индивидуальной проверке,
  • за выполнение практической работы,
  • при фронтальной устной проверке за совокупность ответов,
  • за исправления, дополнения ответов другими учащимися,
  • за ответы в процессе беседы при изучении и закреплении нового материала.

6. Что проверять?
  •  Устанавливается, весь ли программный материал усвоен, всеми ли указанными в программе практическими умениями и навыками владеет.
  • Проверяется объем, качество знаний, прочность, систематичность, глубина и действенность знаний, оценивается форма их выражения.
  • При выполнении письменных работ проверяется не только качество ответа, но и грамотность написания.
7. Учитель обязан объявлять оценку отвечающему и всему классу, указывать, почему поставлена та или иная оценка.
8. Оценка обязательно комментируется. При оценке учитель должен кратко отметить, в чемположительные и отрицательные стороны ответа, указать, на что надо обратить внимание
9. Учитель обязан заранее объяснять критерии оценок, чтобы ученики знали, при каких условиях ставится та или иная оценка.
10. При анализе ответа учитель определяет:
  • все ли изложил ученик;
  • сколько ошибок было, какие это были ошибки;
  • какие были сделаны неточности;
  • правильно ли понят учебный материал;
  • знает ли ученик определение понятий;
  • умеет ли объяснять связи и зависимости;
  • дословно пересказывает материал или переосмыслил его;
  • умеет ли выделять главное;
  • оперировать знаниями, применять их для объяснения новых фактов, событий,
  • логично, последовательно излагать материал;
  • насколько связно, кратко и уверенно учащийся излагает материал;
  • нуждается ли ученик в наводящих вопросах, подсказках;
  • умеет ли выполнять действия, сознавать систему действий, устно перечислять порядок действий, практически пользоваться им.
11. Выставление отметок в дневник — обязанность учителя.
12. Недопустимо снижение оценки и выставление неудовлетворительной оценки с целью наказания учащегося за нарушение дисциплины, забытые учебники, тетради, спортивную форму
13. Проверка имеет обучающее значение. Знания не только воспроизводятся и повторяются, но и закрепляются, систематизируются, совершенствуются и углубляются.
14. Обучающие, контрольные, диагностические задания должны прежде всего учить ребят думать, анализировать, применять теоретические знания на практике, а не просто воспроизводить материал.
15. Проверка имеет обучающее значение — обучение школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле
16. Систематически проводите количественный и качественный анализ контрольных и обучающих работ
17. Помните, что грамотно организованная (систематическая) обратная связь даст вам возможность понять, какие знания и в каком объёме усвоены, работали ли ученики самостоятельно над усвоением материала, готовы ли они к восприятию нового материала.
18. Проверяйте рабочие тетради, обращайте внимание на культуру письменной речи, на качество выполненной работы на уроке, дома. Соотносите отметку за задание в рабочей тетради с регламентируемым «Инструкцией о правилах формирования культуры устной и письменной речи» объёмом работы.
19. Прогнозируйте свою контрольно-оценочную деятельность на уроке.
20. Не забывайте о стимулирующей функции 10-балльной системы, старайтесь отметить нестандартные способы решения, положительные достижения ребят.
21. Продумывайте формы опроса заранее, в зависимости от уровня подготовленности учеников в классе.
22. Важно поурочное оценивание! Непроверенные или непродуманные задания во время урока приводят к плохо выполненным контрольным работам, приводит к необективным отметкам за четверть, год.
23. При подготовке к уроку учителю необходимо тщательно продумать дидактическое обеспечение: дифференцированные задания всех 5-ти уровней, предупреждение типичных ошибок, коррекционные задания по итогам предыдущей «обратной связи».
24. Ваши ученики «выиграют», если контрольная работа по теме будет составлена Вами к первому уроку по теме: совместная работа будет адресной, бьющей в цель. Значит, ученики с высокой мотивацией справятся с ней лучше.
25. Ожидание опроса и сам опрос — ситуация повышенной тревожности для учеников. Не усугубляйте её необдуманными замечаниями, неуместными шутками.
26. Чётко поставьте вопрос, сформулируйте задание. Ребятам что-то может быть непонятным в Ваших заданиях, прокомментируйте их. Недопустимо это только во время контрольных работ.
27. Учите ребят быть воспитанными слушателями, признавать право человека на ошибку. Отвечающий ждёт от Вас понимания и поддержки.
28. Ребятам нужно время на обдумывание дополнительных вопросов. Последние могут даже привести отвечающих в замешательство.
29. Деятельность учащихся, не занятых при опросе, должна быть продумана (запись в тетрадь кратких выводов по заготовленным шаблонам, решение опережающего задания и т.п.), иначе это потерянное время для класса.






Психологические аспекты оценочной деятельности учителя
Подготовила педагог-психолог
 ГУО «Гимназия г.Пружаны» Е.Н.Снопкова
Травмирующее влияние оценки
Один известный педагог писал: «Я пришел к ужасному выводу, что я как учитель являюсь главной фигурой в классе. Своим личным поведением я формирую климат в наших отношениях. Всё зависит от моего повседневного настроения. Я, учитель, обладаю громадной властью над детьми, я могу сделать жизнь каждого из них несчастной или, наоборот, радостной. Я могу быть орудием пытки или источником вдохновения».
Главным недостатком существующей системы оценок и отметок, с точки зрения психолога, — это их возможное травмирующее влияние на ребенка. Педагогам хорошо известна напряженная тишина в классе при объявлении отметок, тоскливое перелистывание тетрадей в поисках полученных баллов. Всем педагогам приходилось наблюдать и ту реакцию, которую вызывают отметки у детей: от нескрываемой радости до слез.
Значимость влияния оценки и отметки на развитие личности ребенка
Почему же отметка и оценка так важны в жизни ребенка? Прежде всего потому, что она тесным образом связана с такими психологическими характеристиками, как самооценка, мотивация достижения, тревожность, эмоциональной комфорт, взаимоотношения с окружающими, творчество.

Остановлюсь на этом подробнее.
Психологами давно доказано, что успешно действует и достигает результатов человек, у которого сформирована адекватная высокая самооценка своей личности и менее успешны в жизни, как правило, люди с низкой самооценкой. Мнение педагога о ребенке формирует его самовосприятие. Каждый сниженный балл уменьшает в глазах ребенка его собственную ценность. Не отделяя себя от продукта своей деятельности, ребенок видит утверждение в сниженной оценке, что он плохой. И тут включаются механизмы психологической защиты: если человек не успешен в одной области, то он будет искать успеха в другой, иногда не самой лучшей (дворовые компании и т. д.).
И, наоборот, при высоких отметках ребенок ощущает себя способным, любимым — тем самым формируется высокая самооценка.
Оценочная деятельность педагога также может оказывать воздействие и на мотивацию достижения. Мотивация достижения — это стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей.
Идя в школу трепетным первоклассником, каждый ребенок видит себя отличником и по началу искренне стремится им стать. Однако если учитель — сторонник строгости при выставлении отметок, уже в младших классах школьник понимает, что у него ничего не получилось, некоторое время горюет … и решает махнуть рукой. У такого ребенка потребность в достижении цели не сформируется, т. к. достигать чего — то любой человек стремиться только при положительной оценке своей деятельности
Школьная тревожность, которую психологи часто выявляют у учеников, также напрямую связана с оцениванием и отметками. Причем тревожен может быть и отличник и двоечник. Ребенок может бояться не соответствовать ожиданиям окружающих, иногда возникает страх самовыражения, страх перед конкретным учителем, с именем которого связан негативный опыт. Как показывают исследования, самый большой страх в школе — это страх проверки знаний.
Огромное влияние оказывает оценивание на развитие творческих способностей ребенка.
Очень часто ребенок мыслящий нестандартно сталкивается в школе с непониманием: «Тебе что, больше всех надо», — говорят ему одноклассники; «Ты делаешь не так, как все и не так, как я требую» — говорит учитель. Результат, отличающийся от стандарта, далеко не всегда заслуживает высокой оценки. Естественно, скоро ученику становится понятно, что процесс хорош, если он приводит к получению хорошей отметки. Тем самым закладываются основы стиля поведения, при котором главное — цель, а средства ее достижения второстепенны, причём стандартные — лучше. Смена внутренней мотивации на внешнюю происходит очень быстро. Может быть внешняя мотивация не так уж и плоха, если приводит к повышению образовательного уровня? Но нельзя образовывать не воспитывая. Ведь заложенная в школе мотивация основной деятельности определяет качество всей последующей жизни. От этой мотивации зависит, будет ли человек делать свою работу только за зарплату или, исходя из внутренней мотивации, раскроется в полную силу своих возможностей (см. тест «Направленность на отметку», «Направленность на приобретение знаний»).
И, наконец, значительное влияние оказывает оценивание на взаимоотношения детей с окружающими. Отметки могут быть и причиной высокого и низкого авторитета среди сверстников, источником конфликта и в самом страшном проявлении отметка может быть причиной суицида.

Коммуникативный фактор оценки и отметки очень важен 
О чём спрашивает родитель свое чадо, вернувшееся из школы? — об отметках. О чем больше всего говорит учитель, сообщая результаты проверенных работ? — об отметках. Что большую часть времени обсуждают педагоги? — отметки.
Отметки превратились в некий язык, понятный всем. Там, где от них отказались, родители часто жалуются, что им трудно понять требования педагога и представить себе уровень достижения ребенка. Казалось бы, в качестве средства коммуникации отметка имеет немало положительных качеств. С другой стороны, такое упрощение грозит потерей основного смысла общения родителей и педагога, предполагающего взаимопомощь в воспитании ребенка.
Исходя из вышесказанного, хотелось бы подчеркнуть, что в ваших руках, в руках учителя великая сила, которая может двигать вперед развитие ребенка, заставить его верить в свои силы, а может и уничтожить.
Поэтому особую важность приобретает психологический аспект оценивания.
Может возникнуть вопрос, что же теперь вообще плохих отметок не ставить? Нет, ставить иногда надо, но отметки и оценки должны быть объективны.

Существует ряд психологических факторов, которые могут повлиять на объективность оценивания:
— при оценивании свою роль может сыграть негативная установка. Представьте себе такую ситуацию: к Вам приходит новый ученик, его бывший учитель рассказывает вам о нем предварительно, как о лентяе, глупце. И при оценивании ребенка вы можете невольно опираться на эту оценку личности ребенка, что может найти отражение в отметках.
— существует так называемый «эффект ореола». Например ребенок несимпатичный внешне, неопрятный, из неблагополучной среды моет в нашем сознании связаться с образом ученика неспособного.
Для того чтобы ребенок даже отрицательную отметку воспринял как справедливую, необидную, можно просто использовать простое правило: при оценивания сначала человеку говориться хорошее, то положительное, что есть в его деятельности. Затем преподноситься критика в очень тактичной форме, не затрагивая личность (нельзя говорить: «Ты глупый, ты лентяй»). Оценивается только действие, а не личность: «Ты поленился».
Здесь имеет смысл объяснить, почему именно такая отметка поставлена. И далее следует показать ребенку перспективу, то есть, что надо делать, чтобы результат улучшить и обязательно выразить веру в силы ребенка: «У тебя обязательно получится», «Я в тебя верю» — такие слова педагога способны совершить переворот в душе ученика.
Необходимо хвалить учащегося. Похвала должна возникать спонтанно, её не стоит планировать. Похвала должна быть заслуженна. Похвала должна быть точно адресована.
Обращайтесь к самолюбию. Нет людей, согласных ходить всю жизнь в неудачниках. Заставьте ученика произнести: «Я не хуже других!».

Есть еще одно психологическое правило, которое должно стать законом для любого учителя: ребенок сравнивается только с самим собой, а не с другими детьми.
Стрессовой ситуацией для детей являются контрольные работы. Травмирующее влияние можно уменьшить. Важен психологический настрой на работу.
Когда нельзя ставить отрицательные отметки:
— нельзя наказывать отметкой (ставится «2» за плохое поведение);
— если мы знаем, что у ребенка в данный момент сложная жизненная ситуация, которая сама по себе травмирующая, то относиться к отметкам надо предельно осторожно, чтобы не спровоцировать суицид или неблагоприятную спонтанную реакцию;
— если отметка спорная, то ставим в пользу ребенка.

Психологические аспекты оценивания
Может возникнуть вопрос, что же теперь вообще плохих отметок не ставить? Нет, ставить иногда надо, но отметки и оценки должны быть объективны.
Существует ряд психологических факторов, которые могут повлиять на объективность оценивания:
А) При оценивании свою роль может сыграть негативная установка. Представьте себе такую ситуацию: к вам приходит новый ученик, его бывший учитель рассказывает вам о нем предварительно, как о лентяе, глупце. И при оценивании ребенка вы можете невольно опираться на эту оценку личности ребенка, что может найти отражение в отметках.
Б) Существует так называемый «эффект ореола». Например, ребенок несимпатичный внешне, неопрятный, из неблагополучной среды может в нашем сознании связаться с образом ученика неспособного.
Для того чтобы ребенок даже отрицательную отметку воспринял как справедливую, необидную можно использовать простое правило: при оценивании сначала человеку говориться хорошее, то положительное, что есть в его деятельности. Затем преподносится критика в очень тактичной форме, не затрагивая личность (нельзя говорить: «Ты глупый, ты лентяй»). Оценивается только действие, а не личность: не «Ты лентяй», а «Ты поленился» (Чувствуете разницу?)
Здесь имеет смысл объяснить, почему именно такая отметка поставлена. И далее следует показать ребенку перспективу, т. е. что надо делать, чтобы результат улучшить и обязательно выразить веру в силы ребенка: «У тебя обязательно получится», «Я верю в тебя» — такие слава педагога способны совершить переворот в душе ученика.
Хвалите! Похвала должна возникать спонтанно, ее не стоит планировать. Похвала должна быть заслуженна. Похвала должна быть точно адресованной. Благодарность получить всегда приятнее, если она адресована не в общую массу, а тебе одному теплыми словами.
Обращайтесь к самолюбию. Нет людей, согласных ходить всю жизнь в неудачниках. Заставьте ученика произнести: «И я не хуже других!»
Извлекайте максимум стимулов из ошибок: «Прекрасная ошибка! Твое мнение не совсем правильно, но дает пищу для размышлений». Необходимо помнить, что любой человек имеет право на ошибку.
Есть еще одно психологическое правило, которое должно стать законом для любого учителя: ребенок сравнивается только с самим собой, а не с другими детьми.
Стрессовой ситуацией для детей являются контрольные работы. Травмирующее влияние можно уменьшить. Важен психологический настрой на работу.
Для этого иногда достаточно улыбнуться, встречая детей у дверей класса, тепло поприветствовать, выразить веру в их силы.
Во время контрольной работы учитель может подойти к ученику, который испытывает затруднение (степень помощи фиксируется учителем), иногда можно дать дополнительное время на работу (особенно касается учеников-флегматиков).
Каждая работа должна завершаться самопроверкой. Самостоятельно найденные и исправленные ошибки не являются поводом для снижения отметки.

Различия между оценкой и отметкой
Оценка — процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями.
Отметка — результат этого процесса, его условно-формальное (знаковое) выражение (выражает субъективное мнение, впечатление).
Функции отметки:
— контролирующая (на каком уровне усвоен материал);
— стимулирующая
— констатирующая (занимается ученик по этому предмету или нет);
— уведомляющая (какой бал получил ученик за изученный материал);
— карательная (все нормально в учебе или пора принимать меры);
— регулирующая (позволяет добывать положительные отметки).
Новые формы оценивания знаний
На всех этапах развития школы при усилении демократических начал в ее организации на первое место выдвигается вопрос поиска эффективных путей реализации оценочной функции учителя.
Из этого вытекают три функции учителя нового типа :
1. Создание условий для включения в самостоятельную познавательную деятельность учащихся;
2. Стимулирование действий обучающихся для достижения поставленной цели, обеспечение эмоциональной поддержки детей в ходе работы, создания ситуации успеха для каждого ребенка, поддержание общего позитивного эмоционального фона;
3. Проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата.
Учитель в обновляющейся школе должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации. В этом и состоит главное назначение современного учителя.
Давайте попробуем ответить на вопрос: какие есть способы стимулирования школьной отметки.
Педагоги ищут способы повышения стимулирующей роли 10-балльной шкалы
Цифровая балльная система дополняется словесной.
Выставление отметок в дневнике, которое сопровождается записью, адресованной родителям.
Опора на коммуникативный мотив и усиление коммуникативного воздействия.
Использование экранов успеваемости.
Организация соревнования с самим собой: в конце каждой недели обучаемый получает словесную оценку «лучше» или «хуже». Если успеваемость за прошедшую неделю снижается, то учащийся проигрывает в соревновании, даже если при этом остается отличником. Слабый выигрывает, когда начинает работать лучше. В этом соревновании все обучаемые находятся в одинаковых условиях. Это соревнование не по успеваемости, а по изменению успеваемости.
Заключение
Выставляя ребенку отметку не надо думать, как я буду выглядеть в глазах коллег, администрации, а думать о том , что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой отметки: возьмется ли за книгу, станет трудолюбивее или эта отметка не будет стимулировать его к работе , оставит равнодушным. Сегодня, наверное , именно в этом заключается объективность и справедливость отметки.
Изменения системы оценивания в школе будут адекватными направлениям модернизации образования, если оценивание будет рассматриваться не только как средство контроля достижения учебных результатов, но и как одно из педагогических средств реализации целей образования .
Кроме этого если:
— процессы итогового оценивания и выставления текущих отметок будут разделены, что поможет искоренению «процентомании»;
— при текущем контроле будут созданы комфортные для ученика, преодолен его страх перед негативной отметкой, что позитивно скажется на мотивации, самоуважении, ответственности выпускника;
— при текущем контроле будет поощряться прежде всего продвижение в становлении компетенции личности учащимся будут заранее предъявляться «открытые» требования к оцениванию выполняемых ими заданий и критерии оценивания;
— в содержание обучения будут включены методы самоконтроля и самооценивания учеником своих результатов по критериям, выработанным совместно с учителем и остальными учащимися;
— процедуры текущей и итоговой аттестации будут адекватными технологии единого экзамена, аттестации и сертификации знаний выпускника
Поиск новых подходов к оцениванию образовательных достижений учащихся связан с переходом от принципа оценивания по соответствию некоторой норме к принципу оценивания образованности ребенка по результатам его собственного продвижения, с необходимостью оценки личностных достижений каждого учащегося, развитием рефлексивных умение и самооценки учащихся.


РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ




      Особенностью новых государственных стандартов общего образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения. Обучающиеся овладевают ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться. Важное требование - формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
       Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.
        В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
        Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.

Виды рефлексии:


  • рефлексия эмоционального состояния и настроения;
  • рефлексия деятельности на уроке;
  • рефлексия содержания учебного материала.

Классификация рефлексии.

        По содержанию рефлексия может быть устной и письменной.

        По цели выделяют 3 группы рефлексии.

        Рефлексии настроения и эмоционального состояния позволяет установить эмоциональный контакт в начале урока и в конце. Отражает внутреннее состояние ученика; самочувствие (комфортно – дискомфортно). Является средством самопознания.
Рефлексия деятельности – это осмысление способов и приёмов работы с учебным материалом, поиск более рациональных приёмов. Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, в конце урока, чтобы оценить активность каждого ученика на разных этапах урока.
Рефлексия содержания позволяет выявить уровень осознания содержания пройденного.

      Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. При взаимодействии с обучающимся, учитель использует (в зависимости от обстоятельств) один из видов личностной рефлексии, физическую (успел – не успел, легко – тяжело), сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно), духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

      Интеллектуальная рефлексия (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал), проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи. Даёт возможность ученику понять, осмыслить, зафиксировать сильные стороны своей деятельности и выявить «западающие» компоненты (самоконтроль и самооценка).
      В зависимости от способов её проведения это может быть анкета, вопрос, символ, таблица, ситуация, рисунок.

По форме деятельности классифицируется как:

• фронтальная (выборочная);
• индивидуальная - формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки –почему выбран тот или иной уровень);
• групповая - акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал Никита», «Какую помощь в работе оказала Лена»);
• коллективная.

      Учителю всегда важно знать, комфортно ли чувствует себя ученик на уроке, при изучении данной темы или вопроса. Интерес к предмету, к изучаемой проблеме со стороны ученика - это 50% успеха урока.

      Рефлексия на уроке - это совместная деятельность обучающихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

     На уроке биологии можно использовать различные способы диагностики интереса учащихся.
      Например, для определения уровня понимания материала подойдет такой вариант рефлексии:

  •        3 балла - я все очень хорошо понял, мне было интересно; 
  •        2 балла - мне все понятно, но материал не всегда интересен; 
  •        1 балл - я не все понял, но мне было интересно; 
  •        О баллов - я ничего не понял и скучал на уроке.

       Можно использовать ассоциацию с погодой (солнечная, дождливая), с цветом (желтый, синий, красный), с выражением лица человека.
        Данная рефлексия позволяет определить внешнюю сторону результатов работы.           Рефлексия должна обязательно дополняться анализом работы, он может быть устным и письменным.

       Для проведения самоанализа предлагаются следующие вопросы:

1.Какие цели стояли перед Вами при изучении темы «Строение клетки»?
2.Какую главную проблему Вы решали, изучая данную тему?
3.Какие понятия необходимы Вам, чтобы раскрыть изученную тему?
4.Какие выводы Вы сделали, изучая строение клетки?
5.Какие формы работы Вы применяли? Какие из них Вам более всего помогли?
6.Проведите рефлексию.
7. Какие новые вопросы или проблемы ставит изученная тема?

       Данный вариант помогает не только ответить на вопрос: «Что хорошо, а что плохо на уроке?», но провести качественный анализ урока. Не все ученики сразу начинают хорошо анализировать свою работу. Но сочетание письменного анализа, когда ученик один на один со своими мыслями, с устным анализом, когда возможна помощь класса, позволяет отработать в течение определенного времени умение анализировать работу.

      Свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы ребята оценивают при подведении итогов работы. Учащиеся высказывают одним предложением, выбирая начало фразы из «Рефлексивного экрана» на доске: 1) сегодня я узнал…, 2) было интересно…, 3)было трудно…, 4)я выполнял задания…, 5) я понял, что…, 6) теперь я могу…, 7) я почувствовал, что… , 8) я приобрел…, 9) я научился…, 10) у меня получилось …, 11) я смог… , 12) я попробую…, 13) меня удивило…, 14) урок дал мне для жизни…, 15) мне захотелось…

      Прием «Плюс – минус - интересно» позволит учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. Или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
ПЛЮС
МИНУС
ИНТЕРЕССНО

        Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Применяться как заключительное задание по пройденному материалу. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:
- первая строка – название темы (одно существительное);
- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы. В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение. Например:
1. Ткани
2.Покровные, основные
3.Выполняют, защищают, придают
4 защищает растения от внешней среды
5. группы клеток

        Прием «Кластер (развивать мыслительную деятельность)
1. Необходимо написать ключевое слово или предложение в середине листа или доски.
2. Далее записывают слова или предложения которые приходят на ум в связи с данной темой.
3. По мере того как возникают идеи, необходимо устанавливать связи между ними.
        Напимер: Микроскоп ( штатив, объектив, зеркало, предметный столик, винты, окуляр).
        Клетка (микроскоп, ядро, вакуоли, хлоропласты, поры, ядрышко, цитоплазма, оболочка)
        Таблица - фиксация знания и незнания о каком- либо понятии
        С этой таблички можно начать актуализацию знаний по определенной теме.
Понятие
Знал
Узнал
Хочу узнать
клетка
органоиды клетки
Химический состав клетки: вода, мин. соли
Какие еще химические элементы входят в состав клетки

       «Перепутанная мозаика»: способствовать формированию у учащихся умения анализировать, устанавливая взаимосвязь части и целого при изучении данного объекта.
Даны несколько слов. Надо их объединить по соответствующим группам:
грибы, цитоплазма, квас, лисички, ангина, спора, кокки, мухомор, жгутик, грибница и т.д.

      «Двухчастный дневник»: в одной графе – предмет рефлексии, в другой - комментарии. Дневник ведется в течение длительного промежутка времени и позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени. Например, отслеживание результатов контрольных работ.
Работа
Результат
Верите ли вы, что…( верные и неверные утверждения) можно использовать на обобщающих уроках
…бактерии – древнейшие обитатели нашей планеты
…бактерии размножаются спорами
…бактерии обогащают почву фтором
…бактерии не используют для очистки сточных вод
Таблица вопросов
Вопросы
бактерии
грибы
Питание
строение
размножение

Цветограмма
        ( надо нарисовать определенного цвета цветок или флажок)
        Синий- у меня все получилось, уверенность, спокойствие.
       Желтый – у меня были ошибки, но я все понял и успешно исправил.
       Красный – у меня не получилось, мне нужна помощь.
       (Можно использовать дерево успеха, на которое учащиеся помещают листики синего, желтого или красного цвета).

        Прием «Знание о незнании» не только учит школьников размышлять на заданную тему, но и активизировать собственный жизненный опыт, анализировать его на этапе изучения нового, когда известно лишь направление или общая тема ypока. Следует попросить учащихся сформулировать незнание с помощью семи основных вопросов: «что?», «как?», «где?», «когда?», «почему?», «если?», «какие?»

        «Для меня сегодняшний урок…»: учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Урок
Я на уроке
Итог
1. интересно
1. работал
1. понял материал
2. скучно
2. отдыхал
2. узнал больше, чем знал
3.безразлично
3.помогал другим
3.не понял

       «Пантомима»: учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.

       Прием «Отсроченный контроль» учит школьников анализировать собственные действия. Самостоятельная работа ученика проверяется без выставления оценок, но с пометками на полях ошибок, которые он ищет и исправляет сам. Уметь проверить собственную работу важно для будущей учебной деятельности. Кроме того, применение этого приема способствует развитию усидчивости и концентрации внимания.

      Учение должно приносить радость познания, радость общения. Любой ребёнок - личность, каждому есть, чем гордиться, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно вызовет интерес к учению.

      Именно рефлексия помогает ученику формировать желание и умение учиться, обнаруживать незнание в своих знаниях. Рефлексия является своеобразным показателем активности ученика как субъекта учебной деятельности. Рефлексия и умение учиться, являются основой для становления зоны ближайшего саморазвития ученика в подростковом возрасте и ранней юности.

Список использованной литературы:
1. Газета «Первое сентября» http://ps.1september.ru/
2. Каспржак, А. Г. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения.:рекомендации для опытно-экспериментальной работы школы. Институт новых технологий образования. – М.: Просвещение, 2004.
3. Кульневич, С.В., Лакоценина, Т.П. Современный урок. Ч. 1. Научно-практическое пособие. - Ростов-на-Дону: Издательство «Учитель». - 2004.
4. Медникова, Л.А. Рефлексивная деятельность школьника // Наука и школьная практика,- №1, 2008.
5. Технология критического мышления на уроках биологии // Педсовет, -№ 3, 2005.
6. Учительский портал: Использование технологии "развития критического мышления" на уроках биологии
7. Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/

















Комментариев нет:

Отправить комментарий